Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человеку лучше смотреть в самого себя, пытаясь узнать, что в нем происходит, нежели глядеть на небо в попытке узнать, что происходит там»Раби Менахем-Мендель из Коцка
По материалам журнала «Истоки»

«НЕ ДОВЕРЯЙ СЕБЕ ДО ДНЯ СВОЕЙ СМЕРТИ. НЕ СУДИ СВОЕГО БЛИЖНЕГО, ПОКА НЕ ОКАЖЕШЬСЯ В ЕГО ПОЛОЖЕНИИ. НЕ ГОВОРИ НЕПОНЯТНЫХ ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ» (трактат Авот 2:4).

«Не доверяй себе до дня своей смерти». Никто не может назвать себя безгрешным. Раши приводит пример Йоханана, который на протяжении 80 лет был первосвященником Храма, а перед смертью сделался еретиком (цадукеем).

Обратимся к любопытному и, на наш взгляд, исчерпывающему комментарию рабену Йоны: мишна говорит как о праведности (не говори: я полный праведник), так и о вере (не говори: моя вера непоколебима). Ты можешь исходить из самых правильных побуждений, но не объявляй себя цадиком. Не говори: сколько дней я не грешил! преодолел все свои страсти! ничто теперь не свернет меня с праведного пути! Твои страсти (йецер-ара), живущие внутри, настолько хитры и изворотливы: дождутся, когда ты не будешь занят Учением, и начнут тебя совращать к греху. Будь мудрым человеком — храни себя! Контролируй себя («пусть каждая твоя мысль будет о том, как управлять глазами и сердцем, чтобы не споткнуться»). Добавим от себя: бойся греха. Уверенный не боится — а ты бойся! И тогда греха не будет.

То же самое с верой, продолжает рабену Йона, — знай где и чему учиться. Не говори: поучусь здесь, хорошее возьму, а плохое отвергну. Не полагайся на свои оценки различать хорошее и плохое. так мог поступать раби Меир, когда учил Тору у отступника Элиши, говоря: «Я подобрал гранат — зерна съел, а кожу выбросил». Не каждому так дано.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.