Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Присутствие Всевышнего нисходит на человека только в радости от исполнения мицвы»Вавилонский Талмуд, Шабат 30 б
Великий раввин и учитель времен Мишны. Отдал свою жизнь за то, чтобы Тора никогда не отошла от еврейского народа.

Великий тана, учитель эпохи составления Мишны. Жил, учил Тору и преподавал в период между разрушением Второго Иерусалимского храма и падением Бейтара во время иудейского восстания против римлян. Годы ученичества пришлись на время существования Храма, но пик его деятельности совпал с теми годами, когда Санедрин заседал в Явне.

Талмуд во множестве мест приводит его мнение по многим алахическим вопросам.

Раби Йеуда бен Бава отличался праведностью даже среди своих товарищей, известных великим благочестием. Среди его товарищей отметим таких прославленных ученых и подвижников Торы, как раби Акива, раби Тарфон из Лода, раби Шимон бар Йохай, раби Йоханан и др. Гемара отмечает, что «везде, где пишется о поступке Одного хасида, имеются в виду или раби Йеуда бен Бава, или раби Йеуда бен Илай». Прожил он долгую жизнь, убит римлянами за нарушение указа о запрете давать звание раввина ученикам. (Звание позволяло обучать учеников и вершить суды по еврейскому Закону.) Этот рассказ вы можете прочесть самостоятельно в трактате Санедрин (14а). Дадим его в переводе, а вы проверьте по оригиналу.

«Однажды злодейское (римское) царство издало указ: тот, кто наделяет другого раввинским званием, будет убит; тот, кто получает звание, будет убит; город, в котором дают звание, будет разрушен; его окрестности — разорены. Что сделал раби Йеуда бен Бава? Пошел и расположился меж двух высоких гор, в пустынном месте, между городами Уша (в Нижней Галилее) и Шфарам (что в долине Звулуна; между ними три километра пути). И дал там раввинские звания пяти мудрецам: раби Меиру, раби Йеуде (бен Илай), раби Шимону, раби Йосе, раби Элазару бен Шамуа. Некоторые говорят: и раби Нехемье. Когда приблизились враги, сказал (ученикам): Сыновья мои, бегите! Сказали они: Раби, а что с тобой? Ответил: Я неподвижный камень перед ними (не могу бежать). Рассказывают, что не ушли оттуда римляне-злодеи, пока не воткнули в него три сотни копий и не сделали его тело, как решето».

Смерть этого великого человека, отдавшего жизнь за то, чтобы никогда не отошла Тора от еврейского народа, мы оплакиваем в молитве на Йом-Кипур.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.