Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И возлюби Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей»Тора, Дварим 6, 5
Выдающийся исследователь Талмуда и педагог

Раби Барух-Бер бар Шмуэль-Давид Лейбович (5627-5700 /1867-1939/ гг.) — выдающийся исследователь Талмуда и педагог.

Родился в белорусском городе Слуцке.

В шестнадцать лет поступил в Воложинскую ешиву, где стал ближайшим учеником р. Хаима Соловейчика (р. Хаима Брискера).

Барух-Бер входил в узкую группу студентов, с которыми р. Хаим готовился к своим будущим урокам (Энциклопедия левейт Исраэль т.13).

По завершении периода ученичества р. Барух-Бер стал раввином г. Глуска, на юге Белоруссии; он открыл ешиву, в которой занималось более ста студентов.

В этот период среди его учеников выделялся р. Ицхак-Айзик Шер, ставший впоследствии основателем ешивы «Слободка» в Бней-Браке.

В 5664 /1904/ году по рекомендации своего наставника р. Хаима Соловейчика р. Дов-Бер был приглашен руководителем ешивы Кнессет Ицхак, расположенной в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке, — благодаря его урокам, эта ешива вскоре стала одной из самых знаменитых в литовском крае.

В 5674 /1914/ году, с началом первой мировой войны, р. Барух-Бер переехал со своей ешивой в Минск, а затем — в Кременчуг. В 5681 /1921/ году, преодолев множество испытаний, ешива возвратилась из Советской России в литовский край и обосновалась в Вильно (Вильнюсе), ставшем по итогам первой мировой войны частью независимого польского государства. В этот период р. Барух-Бер был также даяном (судьей) в раввинском суде Вильно, возглавляемом р. Хаимом-Озером Гродженским.

В 5686 /1926/ году, следуя совету р. Исраэля-Меира Акоэна (Хафец Хаим), р. Барух-Бер перенес свою ешиву в г. Каменец, расположенный недалеко от Бриска (Бреста), в белорусском Полесье.

Р. Барух-Бер прославился по всему еврейскому миру в качестве гениального аналитика. На основе своих уроков в ешиве он создал книгу Биркат Шмуэль («Благословение Шмуэля»), в которой развил аналитические методы своего наставника р. Хаима Соловейчика.

По свидетельству учеников, в праздник Симхат Тора, когда все танцевали вокруг бимы со свитками Торы, р. Барух-Бер брал в обе руки книгу своего наставника, р. Хаима Соловейчика, и танцевал с ней. Он пояснял, что «учение, дела и личность наставника являются теми связующими звеньями, которые соединяют его со всей еврейской традицией, до Моше Рабейну, — и поэтому книга наставника является для него олицетворением всей Устной Торы» (Шимуш хахамим).

По воспоминаниям знавших его людей, р. Барух-Бер обладал исключительной личной святостью: «когда он произносил благословение, его лицо напрягалось, и голос дрожал от страха перед Тем, Кто послал в этот мир его душу — “Б-б-барух!…”, и святость нашей пищи становилась понятной даже тем, кто вообще не знал, что такое благословение» (Р. Шайн, Все для Босса с.85). Тем, кто слушал за субботним столом его песни, казалось, что «оковы отпускают душу, и она трепещет крылами, готовая взлететь» (там же).

В Каменеце количество учеников ешивы возросло до нескольких сотен, и в 5688 /1928/ году р. Барух-Бер был вынужден отправиться в США для сбора благотворительных средств.

Он был принят с большим почетом — в нью-йоркском порту его встречали банкиры и фабриканты, профессора и главы еврейских общин. Мэр Нью-Йорка Джимми Уокер вручил р. Баруху-Беру ключи от города. После встречи с праведником мэр Нью-Йорка сказал: «Раввин Лейбович опровергает теорию Дарвина — человек, обладающий таким уровнем святости, мог быть создан только Всевышним» (R. NachmanZakonTheJewishExperiencep.167).

Руководители американского еврейства настаивали, чтобы р. Барух-Бер остался в США, заняв пост «наси» (председателя) Всеамериканского совета раввинов, но он решил возвратиться к своей ешиве (Гдолей адорот).

С началом второй мировой войны Каменец оказался на стыке оккупационных зон Германии и Советского Союза.

В канун 5700 /1939/ года в город вошли передовые германские части, но позднее, выполняя тайное Рош аШана соглашение, подписанное Риббентропом и Молотовым, они отступили, и в Йом Кипур город оккупировала Красная армия.

После праздника Суккот р. Барух-Бер отправился вместе со всей ешивой в Вильно, рассчитывая получить там сертификаты для всех учеников и перебраться в Землю Израиля. Однако он успел дать в Вильно всего несколько уроков.

Р. Барух-Бер Лейбович был призван в Небесную Ешиву пятого кислева 5700 /1939/ года.

Услышав об его смерти, главный раввин Вильно р. Хаим-Озер Гродженский с дрожью в голосе произнес: «С кончиной р. Шимона Шкопа и р. Баруха-Бера прервался самоотверженный труд над постижением Торы, защищавший все поколение. Я боюсь, что теперь дорога перед проклятыми нацистами открыта» (Р. Х-Ш. Розенталь, Тора йевакшу мипиу с.86). Несколько позднее на Земле Израиля р. Авраам-Йешая Карелиц (Хазон Иш) независимо от р. Гродженского дал аналогичную оценку событий: «Все время, пока были живы р. Шимон Шкоп и р. Барух-Бер Лейбович, нацисты не могли овладеть литовским краем — …и лишь, когда эти праведники были призваны в вечную обитель, литовский край оказался в руках злодеев» (Маасе иш с.171).

После окончания второй мировой войны зять р. Баруха-Бера, р. Реувен Грозовский, перенес ешиву Каменец в США, а дугой его зять, р. Моше Бронштейн, создал отделение ешивы в Земле Израиля.

С разрешения издательства Швут Ами

   

 

 

Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.

«Лех леха»

Рав Бенцион Зильбер

Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот

Наказание «карет» за неисполнение заповеди обрезания

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Наказание за неисполнение заповеди соответствует внутреннему смыслу заповеди. Человек, который не хочет объединиться со своим народом, отрезается от него.

Недельная глава Лех Леха

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

На тему недельной главы. Лех Леха 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина