Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина

Раби Ицхак-Айзик бар Йосеф-Хаим Шер (5635—5712 /1875—1952 / гг.) — один из духовных лидеров литовского еврейства, глава ешивы «Слободка» в Бней-Браке.

Родился в белорусском городе Глуске, южнее Минска.

Учился у раввина Глуска р. Дова-Бера Лейбовича (см.), а затем — в Воложинской ешиве, возобновленной в 5659 /1899/ году р. Рефаэлем Шапиро (см.).

В последующие годы р. Ицхак-Айзик стал ближайшим учеником, а позднее и зятем р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.), основателя и руководителя ешивы Кнессет Исраэль в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке.

После женитьбы он поселился в Кельме, где жила семья р. Финкеля, и занимался в знаменитой кельмской ешиве Бейт аталмуд, созданной р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.).

Около 5663 /1903/ года, выполняя поручение своего тестя р. Натана-Цви Финкеля, р. Шер отправился в г. Мир — вместе с группой выпускников Слободки он способствовал возрождению ешивы этого города и ее сближению с движением Мусар.

В 5671 /1911/ году р. Шер стал ближайшим помощником р. Моше-Мордехая Эпштейна (см.), занимающего в «Слободке» пост рош ешивы.

Он давал общие уроки для всей ешивы, а также занимался индивидуальной работой с учениками (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3,с.46).

В годы первой мировой войны он был эвакуирован вместе со всей ешивой подальше от линии фронта — сначала в Минск, а в конце 5676 /1916/ года — в украинский город Кременчуг. В 5681 /1921/ году ешиве удалось покинуть Советскую Россию и вернуться в Слободку.

В 5682 /1922/ году р. Шер возглавил колель аврехим — учебное заведение для семейных знатоков Торы, созданное р. Натаном-Цви Финкелем при ешиве в Слободке.

Многие выпускники колеля стали главами общин и ешив по всему еврейскому миру — среди них такие выдающиеся духовные лидеры евреев США, как р. Яаков Каменецкий (см.) и р. Давид Лейбович (см.).

Колель в Слободке явился важным прецедентом — большинство крупных ешив Литвы и Польши вскоре также создали для своих выпускников подобные учебные заведения (там же с.68).

В 5685 /1925/ году, после того, как руководители ешивы р. Натан-Цви Финкель и р. Моше-Мордехай Эпштейн переселились со значительной группой учеников в Хеврон, р. Шер встал во главе ешивы, оставшейся в Слободке.

В 5687 /1927/ году, после смерти р. Натан-Цви Финкеля, р. Шер инициировал создание всемирного объединения выпускников «Слободки» — в эту организацию, призванную распространять идеи движения Мусар, вошло более тысячи человек. Посетив США, р. Шер и там создал отделение этого союза выпускников, а также организовал уроки мусара (там же с.88,91).

В дни, когда началась Вторая мировая война, шестидесятипятилетний р. Шер находился в Швейцарии, где он занимался сбором благотворительных средств для ешивы. Ему удалось перебраться в Землю Израиля и некоторое время он жил в Йерушалаиме, где находилась ешива «Хеврон» — прямое продолжение ешивы в Слободке.

В 5705 /1945/ году р. Шер поселился в г. Бней-Браке и, объединив вокруг себя многочисленных последователей движения Мусар, основал там новую ешиву, получившую название «Слободка».

В этой ешиве он синтезировал педагогические методы, воспринятые им в ешивах р. Симхи-Зисла Зива и р. Натана-Цви Финкеля. С течением времени его ешива стала одной из самых значительных и авторитетных в Земле Израиля.

Р. Ицхак-Айзик Шер умер десятого швата 5712 /1952/ года, в возрасте семидесяти семи лет.

с разрешения издательства Швут Ами


Идол тельца был вылит из золота на сороковой день после получения Торы у горы Синай. Грех имел свои последствия, но весь народ Израиля в целом был прощен Всевышним. День, когда Он простил евреев, мы празднуем каждый год — это Йом Кипур, День Искупления. Попытаемся разобраться, в чем же состоял грех Золотого тельца и почему вообще он был совершен. Читать дальше