Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш
Биография раввина

Раби Ицхак-Айзик бар Йосеф-Хаим Шер (5635—5712 /1875—1952 / гг.) — один из духовных лидеров литовского еврейства, глава ешивы «Слободка» в Бней-Браке.

Родился в белорусском городе Глуске, южнее Минска.

Учился у раввина Глуска р. Дова-Бера Лейбовича (см.), а затем — в Воложинской ешиве, возобновленной в 5659 /1899/ году р. Рефаэлем Шапиро (см.).

В последующие годы р. Ицхак-Айзик стал ближайшим учеником, а позднее и зятем р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.), основателя и руководителя ешивы Кнессет Исраэль в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке.

После женитьбы он поселился в Кельме, где жила семья р. Финкеля, и занимался в знаменитой кельмской ешиве Бейт аталмуд, созданной р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.).

Около 5663 /1903/ года, выполняя поручение своего тестя р. Натана-Цви Финкеля, р. Шер отправился в г. Мир — вместе с группой выпускников Слободки он способствовал возрождению ешивы этого города и ее сближению с движением Мусар.

В 5671 /1911/ году р. Шер стал ближайшим помощником р. Моше-Мордехая Эпштейна (см.), занимающего в «Слободке» пост рош ешивы.

Он давал общие уроки для всей ешивы, а также занимался индивидуальной работой с учениками (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3,с.46).

В годы первой мировой войны он был эвакуирован вместе со всей ешивой подальше от линии фронта — сначала в Минск, а в конце 5676 /1916/ года — в украинский город Кременчуг. В 5681 /1921/ году ешиве удалось покинуть Советскую Россию и вернуться в Слободку.

В 5682 /1922/ году р. Шер возглавил колель аврехим — учебное заведение для семейных знатоков Торы, созданное р. Натаном-Цви Финкелем при ешиве в Слободке.

Многие выпускники колеля стали главами общин и ешив по всему еврейскому миру — среди них такие выдающиеся духовные лидеры евреев США, как р. Яаков Каменецкий (см.) и р. Давид Лейбович (см.).

Колель в Слободке явился важным прецедентом — большинство крупных ешив Литвы и Польши вскоре также создали для своих выпускников подобные учебные заведения (там же с.68).

В 5685 /1925/ году, после того, как руководители ешивы р. Натан-Цви Финкель и р. Моше-Мордехай Эпштейн переселились со значительной группой учеников в Хеврон, р. Шер встал во главе ешивы, оставшейся в Слободке.

В 5687 /1927/ году, после смерти р. Натан-Цви Финкеля, р. Шер инициировал создание всемирного объединения выпускников «Слободки» — в эту организацию, призванную распространять идеи движения Мусар, вошло более тысячи человек. Посетив США, р. Шер и там создал отделение этого союза выпускников, а также организовал уроки мусара (там же с.88,91).

В дни, когда началась Вторая мировая война, шестидесятипятилетний р. Шер находился в Швейцарии, где он занимался сбором благотворительных средств для ешивы. Ему удалось перебраться в Землю Израиля и некоторое время он жил в Йерушалаиме, где находилась ешива «Хеврон» — прямое продолжение ешивы в Слободке.

В 5705 /1945/ году р. Шер поселился в г. Бней-Браке и, объединив вокруг себя многочисленных последователей движения Мусар, основал там новую ешиву, получившую название «Слободка».

В этой ешиве он синтезировал педагогические методы, воспринятые им в ешивах р. Симхи-Зисла Зива и р. Натана-Цви Финкеля. С течением времени его ешива стала одной из самых значительных и авторитетных в Земле Израиля.

Р. Ицхак-Айзик Шер умер десятого швата 5712 /1952/ года, в возрасте семидесяти семи лет.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.