Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если родители верят в то, что ребёнок может стать лучше, это “пробуждение снизу” вдохновляет соответствующее “пробуждение Свыше”, т.е. позитивное вмешательство Б-га»Зоар, Ваикра 31 б
Биография раввина

Раби Ицхак-Айзик бар Йосеф-Хаим Шер (5635—5712 /1875—1952 / гг.) — один из духовных лидеров литовского еврейства, глава ешивы «Слободка» в Бней-Браке.

Родился в белорусском городе Глуске, южнее Минска.

Учился у раввина Глуска р. Дова-Бера Лейбовича (см.), а затем — в Воложинской ешиве, возобновленной в 5659 /1899/ году р. Рефаэлем Шапиро (см.).

В последующие годы р. Ицхак-Айзик стал ближайшим учеником, а позднее и зятем р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки; см.), основателя и руководителя ешивы Кнессет Исраэль в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке.

После женитьбы он поселился в Кельме, где жила семья р. Финкеля, и занимался в знаменитой кельмской ешиве Бейт аталмуд, созданной р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.).

Около 5663 /1903/ года, выполняя поручение своего тестя р. Натана-Цви Финкеля, р. Шер отправился в г. Мир — вместе с группой выпускников Слободки он способствовал возрождению ешивы этого города и ее сближению с движением Мусар.

В 5671 /1911/ году р. Шер стал ближайшим помощником р. Моше-Мордехая Эпштейна (см.), занимающего в «Слободке» пост рош ешивы.

Он давал общие уроки для всей ешивы, а также занимался индивидуальной работой с учениками (Р. Дов Кац, Тнуат амусар 3,с.46).

В годы первой мировой войны он был эвакуирован вместе со всей ешивой подальше от линии фронта — сначала в Минск, а в конце 5676 /1916/ года — в украинский город Кременчуг. В 5681 /1921/ году ешиве удалось покинуть Советскую Россию и вернуться в Слободку.

В 5682 /1922/ году р. Шер возглавил колель аврехим — учебное заведение для семейных знатоков Торы, созданное р. Натаном-Цви Финкелем при ешиве в Слободке.

Многие выпускники колеля стали главами общин и ешив по всему еврейскому миру — среди них такие выдающиеся духовные лидеры евреев США, как р. Яаков Каменецкий (см.) и р. Давид Лейбович (см.).

Колель в Слободке явился важным прецедентом — большинство крупных ешив Литвы и Польши вскоре также создали для своих выпускников подобные учебные заведения (там же с.68).

В 5685 /1925/ году, после того, как руководители ешивы р. Натан-Цви Финкель и р. Моше-Мордехай Эпштейн переселились со значительной группой учеников в Хеврон, р. Шер встал во главе ешивы, оставшейся в Слободке.

В 5687 /1927/ году, после смерти р. Натан-Цви Финкеля, р. Шер инициировал создание всемирного объединения выпускников «Слободки» — в эту организацию, призванную распространять идеи движения Мусар, вошло более тысячи человек. Посетив США, р. Шер и там создал отделение этого союза выпускников, а также организовал уроки мусара (там же с.88,91).

В дни, когда началась Вторая мировая война, шестидесятипятилетний р. Шер находился в Швейцарии, где он занимался сбором благотворительных средств для ешивы. Ему удалось перебраться в Землю Израиля и некоторое время он жил в Йерушалаиме, где находилась ешива «Хеврон» — прямое продолжение ешивы в Слободке.

В 5705 /1945/ году р. Шер поселился в г. Бней-Браке и, объединив вокруг себя многочисленных последователей движения Мусар, основал там новую ешиву, получившую название «Слободка».

В этой ешиве он синтезировал педагогические методы, воспринятые им в ешивах р. Симхи-Зисла Зива и р. Натана-Цви Финкеля. С течением времени его ешива стала одной из самых значительных и авторитетных в Земле Израиля.

Р. Ицхак-Айзик Шер умер десятого швата 5712 /1952/ года, в возрасте семидесяти семи лет.

с разрешения издательства Швут Ами


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Тора и бизнес. Собственный интерес и интересы других людей

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При устройстве на работу в частную компанию можно воспользоваться «блатом». Однако в госструктурах эта практика неприменима. Если есть несколько претендентов на одну и ту же должность, можно продолжать претендовать на ее, если переговоры с потенциальным кандидатом еще не завершились.

Тора и бизнес. Частный бизнес и запрет на уединение

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Тора и бизнес. Суббота и бизнес

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Суббота — день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Тора и бизнес. Плата за выполненную работу

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Зарплата должна быть перечислена работнику в указанный срок. Тора запрещает затягивать срок выплаты. Это распространяется и на внесение платы за съем квартиры или помещения для бизнеса.

Тора и бизнес. Деловое партнерство и проценты.

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

При совместном ведении бизнеса часто возникают ситуации, при которой та или другая сторона получает прибыль с процентами. Чтобы этого избежать, консультируйтесь с раввинами и пользуйтесь разрешенными схемами сотрудничества.