Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Виленский Гаон, Ешива, Медицина, Рав Александр Кац, Литва
Раби Биньямин бар Шломо-Залман Ривлин — глава ешивы г. Шклова.
Один из ближайших учеников Виленского Гаона.
Был родственником р. Йеошуа Цейтлина и его компаньоном в торговых делах.
Вместе с р. Цейтлиным способствовал превращению Шклова в духовный центр евреев Белоруссии и Литвы — второй по значению после Вильно (Вильнюса).
В 5532 /1772/ году он организовал в Шклове ешиву, в которой воплотил методы изучения и преподавания Торы, воспринятые им от Гаона. Деятельность ешивы финансировал р. Цейтлин (р. Дов Элиах, Агаон с. 402).
По воспоминаниям современника р. Биньямин «был веселым и добросердечным человеком, относящимся к каждому с любовью». Он радовал сердца своих учеников «увлекательными рассказами о великих мудрецах Израиля, и в первую очередь, о своем наставнике Гаоне из Вильно». И каждый раз, когда он упоминал имя Гаона, «было заметно, что его охватывают дрожь и трепет» (Сарей амеа 2:8).
В 5564 /1804/ году в шкловской типографии р. Ривлин издал небольшую по объему книгу Гевиэй гавиа акесеф (Грани серебряного кубка), в которой изложил ключевые идеи и концепции, воспринятые им от Гаона.
В первом издании книга вышла без указания имени автора. Многие разделы в этой книге начинаются словами «Я слышал от своего наставника Гаона, благословенна память о нем…».
В последующих поколениях эту книгу дважды переиздали — в 5658 /1898/ году в Варшаве, уже с указанием автора, и в 5743 /1983/ году — в Йерушалаиме.
В годы старости р. Ривлин, полностью оставив коммерческую деятельность, поселился в принадлежащем р. Цейтлину имении Устье и целиком посвятил себя изучению Торы.
По свидетельству современника, часто посещавшего Устье, р. Биньямин «был старцем с длинной, ниспадающей бородой — очень высокого роста, на голову выше всех окружающих». Он «занимался весь день и всю ночь, не выпуская из рук графитового карандаша, которым делал многочисленные заметки на полях изучаемых книг». Каждое утро, кроме шабата, р. Биньямин окунался в реку, зимой проделывая прорубь во льду. Он не пил вина и прочих крепких напитков, не ел ни хлеба, ни мяса — даже в праздники и шабаты, питаясь только зернами, плодами и, в редких случаях, картошкой и рыбой. Летом он по нескольку часов в день собирал лекарственные травы и коренья, а затем изготовлял из них целебные эликсиры — «в полном соответствии с фармацевтической наукой, которую он в совершенстве изучил по книгам иноземных ученых». Он лечил всех обитателей Устья — и даже сам хозяин имения р. Йеошуа Цейтлин «не обращался ни к каким другим врачам, кроме р. Биньямина» (Сарей амеа 2:8).
В 5569 /1809/ году р. Биньямин Ривлин переехал в Землю Израиля и поселился в г. Цфате.
Его сын, р. Гилель Ривлин (5518-5598 /1757-1838/ гг.), был одним из основателей и руководителей общины «литваков» в Йерушалаиме.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»