Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Личный врач халифа и выдающийся законовед

Раби Хисдай бар Ицхак Ибн Шапрут (ок. 4675-4730 /ок. 915-970/ гг.) — глава еврейской общины Андалузии.

Был сыном богатого купца, который поселился в Кордове, столице арабского халифата.

Изучал медицину и имел обширную врачебную практику: он первым использовал для лечения эликсир из корня «фарук», ставший очень популярным среди арабов. Р. Хисдай был приглашен врачом ко двору халифа Абд аль-Рахмана III, а затем стал личным врачом халифа и его главным визирем. Выполнял многочисленные дипломатические поручения — благодаря его усилиям халиф заключил мир и установил дипломатические отношения со своими христианскими соседями, королями Навары и Леона. Р. Хисдай оставался главным визирем и при следующем халифе Кордовы, Хакиме.

Наряду с этим р. Хисдай Ибн Шапрут был главой еврейской общины в арабской части Испании. Современники утверждали, что именно он «открыл евреям Андалузии врата к познанию законов». По свидетельству современников, он сам «был выдающимся знатоком-законоведом», и именно он пригласил раввином в Кордову мудреца из Вавилонии р. Моше бар Ханоха (см.), а затем поддерживал его сына, р. Ханоха бар Моше (см.).

Р. Хисдай Ибн Шапрут установил обмен письмами с евреями Хазарского каганата. Услышав от купцов из Хорасана и Византии, что в прикаспийских степях существует могучее еврейское государство, Ибн Шапрут сразу же направил послание царю хазар, кагану Йосефу. Он писал, что, если сведения об еврейском государстве в Хазарии подтвердятся, он готов «пренебречь своим почетом и отказаться от своего сана, чтобы, совершив путешествие по горам и холмам, по морю и суше, …увидеть своими глазами величие и славу …уцелевшего остатка Израиля». В письме содержалось множество вопросов об истории и современном положении еврейского государства, р. Хисдай спрашивал «из какого колена» евреи Хазарии и «на каком языке они говорят».

Письмо было переправлено через Венгрию и Русь. Сохранился ответ, написанный каганом Йосефом на иврите: каган сообщал, что, хотя хазарский народ происходит от Яфета и не родственен евреям по крови, тем не менее, несколько столетий назад цари хазаров приняли иудаизм, «укрепив веру согласно закону и правилу», — в Итиль, столицу Хазарии, пригласили «множество мудрецов израильских, и они разъяснили двадцать четыре книги Писания, Мишну, Талмуд и весь порядок молитв; были построены дома молитвы и дома учения». «Наши глаза, — писал каган Йосеф, — устремлены к Г-споду, Б-гу нашему, и к мудрецам израильским…, и к ешиве, которая в Вавилонии». «С помощью Всемогущего я пребываю в покое», — констатировал он.

Каган Йосеф оказался последним из тринадцати еврейских царей Хазарии: его ответ Ибн Шапруту был отправлен не позднее 4721 /961/ года, а уже в 4725 /965/ году после ряда опустошительных набегов киевский князь Святослав, как свидетельствует русская летопись, «одолел хазар и город их взял». По словам арабского историка, «русы разрушили все и разграбили все, что принадлежало людям хазарским».

Р. Хисдай Ибн Шапрут умер в 4730 /970/ году в Кордове, так и не совершив заветного путешествия на восток.

С разрешения издательства Швут Ами


Место евреев уникально среди народов, и наши политические концепции, основанные на Торе, также уникальны. В государстве, основанном на Торе, Закон превыше всего. Хотя многие истинно религиозные евреи сегодня стараются отдалиться от участия в политике, наличие в Израиле религиозных партий демонстрирует всем, насколько велико в стране число «евреев за Б-га» Читать дальше

Перед приходом Машиаха

Рав Эльхонон-Буним Вассерман,
из цикла «Перед приходом Машиаха»

Очерк "Перед приходом Машиаха", излагающий мнение Торы по политическим и социальным процессам современности. Был написан на идише в 1937 году и опубликован в начале 1939 года. Он был сразу же переведен на иврит, а впоследствии - и на многие другие языки

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Выборы в Израиле и Хафец Хаим

Хафец Хаим

Как известно, Толдот Йешурун и наш сайт не занимаются политикой, но мы не можем остаться в стороне от выборов, которые состоятся в Израиле через несколько дней. В связи с этим публикуем письмо крупнейшего раввина последнего века, создателя алахического кодекса законов «Мишна Брура», принятого всеми религиозными евреями, — раби Исраэля-Меира аКоэна из Радина. Дай Б-г, чтобы выборы в Израиле приблизили наш народ к избавлению. Нам представляется, что голосование — это личное дело каждого, а те, у кого есть вопросы, пусть спрашивают у своих раввинов.