Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
« Есть люди, которых праведник возвышает словами Торы и молитвой, и есть люди, которых праведник может возвысить только своими разговорами». Биография раввина и праведника.

Раби Моше-Хаим-Эфраим из Сиделкова (Дегель махане Эфраим; 5508—5560 /1748—1800/ гг.) — внук и ученик р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.); один из ведущих идеологов хасидизма.

Сын единственной дочери Бешта — Адели. Воспитывался в Меджибоже у Бешта, который передал ему многие тайны Торы.

После смерти Бешта, последовавшей в 5520 /1760/ году, учился у р. Якова-Йосефа из Полонного (Толдот Яаков-Йосеф; см.) и р. Дов-Бера (Магида из Межирича; см.).

По завершении периода ученичества возглавил общину городка Сиделкова на Волыни.

Последние двенадцать лет жизни провел в Меджибоже.

Написал книгу Дегель махане Эфраим (Знамя стана Эфраима), ставшую вторым по значению, после книги Толдот Яаков-Йосеф, источником учения Бешта.

Материал в этой книге расположен в соответствии с порядком недельных глав Торы.

В этой книге нашло свое законченное выражение хасидское учение об особой роли цадика (праведника) в еврейском обществе. «Когда существует праведник и мудрец, возглавляющий поколение, и весь еврейский мир “привязывается” и “приклеивается” к нему, — писал р. Моше-Хаим-Эфраим, — тогда все евреи становятся мудрецами, ведь все определяется головой» (Дегель махане Эфраим, Балак). Праведник связывает каждого человека с его духовным корнем в высших мирах. «Я слышал от своего наставника и деда, благословенна память о нем, — разъяснял автор, — что духовный рост человека может происходить только с помощью праведников, возглавляющих поколение. И душевные качества человека, и его речь — все это праведник способен возвысить. …И есть люди, которых праведник возвышает словами Торы и молитвой, и есть люди, которых праведник может возвысить только своими разговорами — …даже на житейские темы. И даже если со стороны кажется, что это праздные разговоры, праведник с их помощью возвышает душу своего собеседника» (там же, Мецора).

Цадик, образ которого рисует автор книги Дегель махане Эфраим, подобен лестнице Яакова, соединяющей землю с небом. Постоянно пребывая в состоянии двекут (прилепленности к Б-гу), он, тем не менее, не замурован в четырех стенах дома учения. Нитями совместного служения, в любви и радости, он неразрывно связан с каждым членом своей общины — в том числе, и с самым невежественными и заблудшими ее членами. Таким праведником был Бешт. По утверждению р. Моше-Хаима-Эфраима, «даже рассказывая случаи из жизни и поддерживая праздные разговоры, Бешт в своей ясной мудрости и духовной чистоте служил Б-гу» — ведь о чем бы ни велась речь, Бешт «возносил буквы из мутных глубин к великому свету и очищал их» (там же, Ваешев; Ки тиса).

Автор книги Дегель махане Эфраим умер семнадцатого ияра 5560 /1800/ года, в возрасте пятидесяти двух лет. Похоронен в Меджибоже рядом с могилой Бешта.

с разрешения издательства Швут Ами


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше