Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Эльазар: тот, кто тайно дает цдаку, более велик, чем Моше рабейну.»Талмуд, трактат «Бава батра», 9а

Раби Давид бар Яаков Пардо (5470-5552 /1710-1792/ гг.) — законоучитель и пайтан.

Происходил из старинного рода выходцев из испанского города Пардо, расположенного в Кастилии, — этот род подарил еврейскому миру многих знатоков Торы, возглавлявших общины и ешивы в Османской империи, Италии, Нидерландах и Англии.

Родился на севере Италии, в г. Венеции.

Был раввином портового города Сплита, расположенного в Далмации, на берегу Адриатического моря.

В 5521 /1761/ году в венецианской типографии был издан его комментарий на Пятикнижие, озаглавленный Маскиль леДавид (Дума Давида). В этой книге он подверг углубленному анализу классический комментарий Раши (см.), разъяснив в нем многие спорные и противоречивые места в нем.

Комментарий Маскиль леДавид был включен в сборник Амеорот агдолим (Великие светила), содержащий одиннадцать лучших комментариев на Раши — эта книга вышла в свет в Йерушалаиме в 5752 /1992/ году.

Наибольшей известностью среди созданных им книг пользуется комментарий на Тосефту, получивший название Хасдей Давид (Милости Давида).

В классических изданиях Талмуда этот комментарий печатается в приложениях — рядом с основным текстом Тосефты.

Его перу принадлежит также целый ряд пиютов — духовных гимнов, отразивших его глубокие познания в кабале.

В 5540 /1780/ году, в возрасте семидесяти лет, р. Давид Пардо совершил алию — «поднялся» в Землю Израиля. Он поселился в Йерушалаиме и возглавил ешиву Хесед леАвраам (Милость Аврааму), вторую по значению после знаменитой ешивы Бейт Яаков.

В 5546 /1786/ году он завершил свой комментарий на алахический мидраш Сифрей, посвященный двум заключительным книгам Торы — Бемидбар и Дварим.

Комментарий был впервые напечатан в Салониках в 5559 /1799/ году — под наблюдением р. Авраама Пардо, сына и ближайшего ученика автора. В 5750 /1990/ году в Йерушалаиме вышло в свет новое издание этой книги, в котором комментарий р. Пардо помещен рядом с основным текстом Сифрей.

Р. Давид Пардо умер в Йерушалаиме в 5552 /1792/ году.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.