Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Испытание не подрывает веру
Копирование запрещено!

«Ибо испытывает вас Г-сподь Б-г ваш » (Рээ, 13:4)

Фокусник стоял на сцене, одетый по всем правилам: на голове шелковый цилиндр, черный галстук-бабочка, белоснежная рубашка и пиджак с разлетающимися фалдами. Снял он с головы цилиндр, помахал над ним цветным платком и вытащил из него белоснежного кролика. И еще одного. И еще одного. Гром аплодисментов. Фокусник проглотил бритвы и извлек изо рта бесконечную цепь. Гром аплодисментов.

Он обратился к зрителям: «Кто из вас готов одолжить мне свои часы: Я предпочитаю часы золотые!»

Поднялось несколько рук, и он выбрал одного из зрителей.

Человек взобрался на сцену и протянул часы. Фокусник показал их всем.

Затем он осторожно завернул часы в белоснежную салфетку. Положил салфетку на стол. Взял молоток: «Ты разрешаешь, господин мой, ударить по часам?»

Разрешение было дано. Молоток ударил. И еще, и еще. Со всей силы. Фокусник осторожно взял платок и положил в руки хозяина часов. Открыл платок. Он, как и ожидалось, пустым.

В этом нет ничего нового. Можно предположить, что каждый видел такое представление и получил от этого удовольствие. Но у меня есть вопрос: почему поднял руку хозяин часов? Ответ ясен. Он полагался на фокусника. Видел его мастерство и не опасался.

Но какая связь между этим и нашей главой? Тесная связь.

«Если восстанет в среде твоей пророк или сновидец и даст тебе знамение или чудо, и появится знамение и чудо, о котором он говорил, чтобы сказать: “Пойдем за богами иными, которых ты не знал, и будем служить им”, то не слушай слов пророка этого или сновидца этого, ибо испытывает вас Г-сподь Б-г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г-спода Б-га вашего всем сердцем своим и всей душою своею».

Встал лжепророк и хочет повести народ служить идолам. И делает фокусы, знамение или чудо. Но заповедано нам не слушать его, это ясно. Сказал Саба из Кельма, благословенна память праведника, что для этого нам не нужна была заповедь. Разве нам пришло бы в голову служить идолам, халила?

Упор здесь делается на иммунитет устойчивости при испытании. «Ибо испытывает вас Г-сподь Б-г ваш, чтобы узнать, любите ли вы Г-спода Б-га вашего всем сердцем своим» Что значит: «всем сердцем своим»? Чтобы ничуть не дрогнуло сердце, не пришло в восторг. Точно, как улыбающегося хозяина золотых часов. Он не понимает трюка, но одно он знает ясно: нет в этом ничего, кроме обмана зрения.

В каждый период времени есть свои лжепророки и свои сновидцы. Два поколения назад многие соблазнились социализмом и коммунизмом. Поколение назад думали, что без чековой книжки невозможно устроиться в жизни. В нашем поколении может быть есть те, кто думает, что без высшего образования невозможно устроиться в жизни.

Но мы, верующие в Творца мира, отмеряющего заработок человека в Рош ашана, и знаем, что все в руках Небес, кроме страха перед Небесами, знаем, что все — обман зрения. Знаем, что все определяется там, а не здесь. И что не наказывают за соблюдение заповедей, субботы, воспитания по Торе, изучение Торы. Знаем, что идущий прямо, идет уверенно (Мишлей, 10:9), и все испытания — это как бы занавесы. Как стекло, прозрачное с одной стороны, и Творец мира смотрит на нас с другой стороны, чтобы видеть, как мы поступим. (Мааян ашавуа)

Делающий благословится

«И благословит тебя Г-сподь Б-г твой во всем, что ты будешь делать» (Рээ, 15:18)

Рассказал притчу рабейну Брахья бэраби Натронай Анакдон, благословенна память праведника, в своей книге «Мишлей шуалим». Шла лиса по дороге и смотрела по сторонам. Увидела она телегу, полную морской рыбы. Поспешила лиса обогнать телегу и легла на землю, притворившись мертвой. Увидел ее возница и остановил телегу. Сказал: «Ах, мертвая лиса, теплый мех к холодной зиме!» Положил ее в телегу и продолжил путь. Стала лиса есть рыбу во весь рот, насытилась, взяла несколько рыб в рот на дорогу и спрыгнула с телеги.

И вот, во рту у нее рыбы, а навстречу ей волк. Очень голодный волк, как лиса час тому назад. Увидел он рыб во рту лисы, и засверкали его глаза.

Спросил он: «Рыба зимой — когда реки замерзли — откуда?»

Ответила хитрая лиса: «Вот, захотелось мне рыбки, но лед покрыл реку. Что я сделала? Просверлила отверстие во льду и опустила в него хвост. Схватились за него десятки рыб, и я поела их и насытилась!» Сказал волк: «Не верю твоему рассказу, любишь ты соврать. Пойдем на реку — но если я не найду там рыбы, вынужден буду съесть тебя».

Пошел волк к реке, и верно, есть там отверстие, которое просверлили пастухи, чтобы напоить свой скот. Удивился волк, что правду сказала лиса, улегся и опустил свой хвост в ледяную воду, ожидая, чтобы рыбы ухватились за хвост. Тогда уж он поест, как следует.

Зашло солнце, холод усилился, и хвост примерз ко льду. Пытался волк встать, а хвост не пускает. Обрадовался волк и сказал: «Не иначе, как много рыб ухватилось за хвост. Надо мне и дальше сидеть здесь, чтобы поймать побольше рыбы»…

Но ночь кончалась, и волк испугался, что сейчас придут люди, убьют его и заберут добычу. Хотел он встать — и не может. Потянул хвост и закричал от боли. Услыхали пастухи и спустили на него собак. Выдрал он хвост и побежал укрыться в лес, избитый и израненный…

Давайте, оправдаем волка, ведь это лиса ввела его в заблуждение. Но так многочисленны глупцы, поступающие, как он, по своей инициативе. Они полагают, что смогут с удовольствием сидеть за столом, а рыбы схватятся за их хвост, но он примерзает…

И говорит написанное: «И благословит тебя Г-сподь Б-г твой во всем, что будешь ты делать». Но если не трудился и нашел — не верь (Авотейну сипру лану, Мишлей шуалим)

Если ты не знаешь, что недостает твоему ближнему, как будешь любить его?

«Остерегайся, не оставляй левита все дни жизни твоей» (Рээ, 12:19)

Говорит Гмара: «Каждый день выходит Бат Коль и говорит — весь мир питается ради Ханины, сына Моего, а Ханине, сыну Моему, достаточно меры рожков от субботы до субботы (Трактат Хулин, 85). И комментирует Раши: “Это раби Ханина бен Доса, в его дни выходил тот голос”.»

Большой труд — узнавать положение мудрецов поколения и поддерживать их. Ведь многие из них не говорят никому ни слова о своем тяжелом положении. Они не рассказывают об этом даже своим близким.

То же было с раби Ханиной бен Доса. Никогда окружающие не видели его грустным. Только свет и радость отражались на его лице. Ни слова не говорил он о своем тяжелом положении.

Так прошли годы, и никто не знал и не чувствовал, что он питается мерой рожков от субботы до субботы. Так скрывал он свое стесненное положение, пока на Небесах не решили сообщить о его высокой ступени.

И все почему?

Чтобы указать последующим поколениям и предостеречь нас не оставлять скромных мудрецов, выбравших изучение Торы, подобно колену Леви, и обязаны сыны Исраэля знать их скромное поведение. Для этого вышла Бат Коль.

А тот, кто не расследует это, не будет знать, чем помочь им.

Праведник, раби Моше Лейб из Сасова рассказывал, что однажды слышал беседу двух подвыпивших деревенских жителей. Спросил один другого: «Ты меня любишь?» Ответил ему друг: «Да, я тебя очень люблю» Продолжил первый спрашивать: «Ты знаешь, что мне не хватает?»

«Откуда мне знать?» — ответил удивленный друг.

Теперь удивился первый: «А если ты не знаешь, чего мне не хватает, как ты можешь сказать, что любишь меня?»

Из беседы этих деревенских жителей я выучил, — сказал адмор из Сасова, — что такое настоящая любовь к Исраэлю! Знать и чувствовать, что не хватает другому.

Может человек сказать, что любит Тору и мудрецов, однако пока он не знает, чего им не хватает, это не называется любовью. (Алейну лешабеах)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Не могу стоять или сидеть рядом с мужчинами...

Сегодня, отвечает Ита Минкин

Муж — невротик?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Муж признался, что он представляет нас в спальне еще с одной женщиной...

14 декабря, отвечает Лея Солганик