Темы: Рош Ашана, Оцарот, Суд, Чтение для детей, Рассказы
Приближается День Суда, а состояние человека… как бы это сказать… не такое уж блестящее. Хотя он и «полон заповедей, как гранат зернышек», но и другая чаша весов не пустует… Но до того, как ему будет вынесен приговор, приходит белый ангел и возвещает: «Подождите! Этот человек воспитывает детей согласно Торе, и все заповеди, выполненные ими, добавляются к его заслугам!»
И тотчас целый букет различных заповедей падает на правую чашу весов… «Дыхание уст детей, изучающих Тору», — это дыхание, в котором нет греха, дыхание, ради которого существует мир (Шабат 119 б).
Получается, когда человек посылает детей изучать Тору, он вносит свою долю в поддержание существования мира. Он усиливает милость, свет, добро и благословение во всем мироздании, и это «весомая прибавка» к его заслугам.
Так родители получают не только радость от детей и от того, что те продолжают Традицию предков, становясь звеном в золотой цепи поколений, но и заслуги, которые помогут им в День Суда. Так родителей записывают в Книгу Жизни на хороший и светлый год, год счастья, благословения и радости. (Маайан а-Моэд)
Гаон раби Шимон Агаси[i] из Багдада писал: когда человеку предстоит суд, хорошо бы ему нанять лучшего адвоката, который приложит все усилия, чтобы его клиент суд выиграл. Ведь если человек будет сидеть сложа руки и суд вынесет обвинительный приговор, потом оправдываться и подавать апелляцию будет гораздо сложнее, а пока судьи ее рассматривают, придется сидеть в тюрьме.
К чему всё это говорится? Святая Тора заповедует: «И когда пойдете на войну в земле вашей против врага, враждующего с вами, то трубите (в трубы) прерывисто; и будете вспомянуты пред Господом, Б-гом вашим, и будете спасены от врагов ваших» (Бемидбар 10:9).
Но почему вообще приходит война? Почему врагу дана возможность вредить и разрушать? Потому, что так было постановлено в Рош а-Шана — из-за наших грехов и из-за обвинителей. Поэтому нам говорят: «Трубите в трубы» — это подобно обжалованию приговора, вынесенного ранее.
Но изначально Сам Творец говорит: «Трубите в шофар в Новомесячье, в назначенное время, — для праздничного дня нашего, Ибо закон это для Исраэля, установление от Б-га Яакова» (Тэилим 81:4, 5) — молитесь как следует, раскайтесь в грехах и умоляйте о прощении. Тогда вам не понадобится подавать апелляцию. (Имрэй Шимон)
[i] Раби Шимон бен-Аарон-Аба бар-Аба Агаси (5612-5674 / 1852-1914, Багдад) — один из великих мудрецов Багдада, глава ешивы, каббалист, даршан (лектор-проповедник) и поэт.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»