Темы: Ки теце, Оцарот, Чтение для детей, Благодарность, Рассказы
«Не может войти амонитянин и моавитянин в общество Господне, и десятому их поколению нельзя войти в общество Господне вовеки, За то, что не встретили они вас с хлебом и водою на пути…» (Дварим 23:4, 5).
Непонятно: почему вина Моава так велика? Не встретили с хлебом и водою — и из-за этого им навсегда запрещено вступать в еврейскую общину? Ответ на этот вопрос станет нам понятнее благодаря следующей истории.
Однажды рав Шах[i] позвал кого-то из своих помощников и попросил найти авреха[ii], который будет заниматься с одним юношей из ешивы «Нахалат Яаков».
— Приходи каждый месяц ко мне, — сказал раввин помощнику. — Я буду давать деньги для авреха, чтобы он помогал этому парню продвигаться в учебе.
Просьба рава Шаха вызвала удивление. Никто не слышал, чтобы этот парень был вообще знаком с равом Шахом, он не был ни родственником раввина, ни его учеником. Помощник удивился, почему рав Шах так настойчиво заботиться о его духовном росте, однако не стал задавать вопросы.
Как преданный ученик он постарался выполнить поручение раввина как можно лучше. Он нашел замечательного авреха, который взялся заниматься с парнем каждый вечер. Условия оплаты были оговорены, и учеба началась. Как и просил рав Шах, помощник приходил к нему в начале каждого месяца и получал деньги для авреха.
Однажды он пришел к раввину в начале месяца, как обычно, но обнаружил, что дверь заперта.
— Сейчас у рава проходит совещание предпринимателей по очень важным вопросам, и входить к нему нельзя, — объяснили члены семьи.
Помощнику осталось только развернуться и уйти.
На следующий день рав Шах разыскал его и спросил, почему тот накануне к нему не зашел. Помощник ответил, что как раз заходил, но ему объяснили, что раввин очень занят. Раввин извинился за причиненное неудобство и передал плату для авреха.
В этот момент помощник почувствовал, что настало подходящее время спросить у рава Шаха о причинах такой особой заботы об этом парне. Рав рассказал:
— Когда я был молодым и сам учился в ешиве, у меня была только одна рубашка. Раз в неделю я тайно от всех стирал ее, а сам ждал, дрожа от холода, когда она высохнет.
Постепенно рубашка износилась, на спине была дыра, которую уже нельзя было залатать. Мне приходилось носить ее, поскольку другой не было, и я прибегал к разным ухищрениям, чтобы дыру никто не заметил.
Я приходил первым в бейт-мидраш (дом учения), прислонялся спиной к спинке скамейки и так сидел несколько часов, пока последний ученик не уходил. Только после этого я позволял себе немного размяться. Но в конце концов любой секрет раскрывается. Мои наблюдательные товарищи заметили дыру.
Слух об этом дошел до одной из женщин нашей общины, и она прислала мне две рубашки. Я тут же почувствовал, что превратился в «Ротшильда». Я уже мог вставать во время учебы, подходить к шкафу, а когда стирал одну рубашку, надевал вторую.
Как ты думаешь, кто этот парень, которому я стараюсь помочь в учебе? Это внук той праведной женщины.
Всю жизнь я чувствовал себя обязанным отблагодарить ту, которая позаботилась, чтобы я выглядел достойно. Самой этой женщины сегодня с нами уже нет, и моя благодарность «переходит» к ее потомку. Вот почему я так стараюсь помочь этому парню расти в Торе, — закончил рав Шах.
Из этой истории понятно, что есть обязанность быть благодарным не только самому человеку, сделавшему нам добро, но и его потомкам. Отсюда и ответ на наш вопрос. Вина моавитян была не в том, что они не встретили народ Израиля хлебом и водой. Главное вина — что они проявили неблагодарность.
Ведь Авраам рисковал собой ради спасения Лота, прародителя моавитян, во время войны с четырьмя царями. Поэтому моавитяне должны были испытывать благодарность к его потомкам и предложить им еду и питье.
Но они проявили неблагодарность. Поэтому им было запрещено вступать в общину потомков Авраама (Дварим 23:7): «Не ищи им мира и благополучия во все дни твои, вовеки». (Лэламедха)
[i] Раби Элазар-Менахем-Ман бар-Эзриэль Шах (ок. 5654-5762 / ок. 1894-2001, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж в городе Бней-Брак, духовный лидер своего поколения. Наси (председатель) Моэцет гдолей Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) — руководящего органа всемирной конфедерации харедимных общин Агудат Исраэль. Он возглавлял Ваад а-Ешивот (Совет ешив), созданный для оказания материальной помощи ешивам Земли Израиля, а также организацию «Хинух ацмаи», занимающуюся развертыванием сети школ и ешив независимой системы образования, основанной на ценностях Торы.
[ii] Аврех — сегодня так называют женатого человека, который полностью посвящает себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении для женатых мужчин — колеле (колель аврехим). Термин «аврех» взят из Пятикнижия, так возвещали перед колесницей Йосефа, когда фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит 41:43).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»