Темы: Рахель, Ашгаха пратит, Лея, Ваеце, Яаков, Оцарот, Муж и Жена
«…сказала ей (Лея): мало ли тебе забрать мужа моего, а еще забрать и мандрагоры сына моего? И Рахель сказала: за то он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего» (Берешит 30:15).
На первый взгляд, непонятно: что Лея говорит Рахели? Ведь это не Рахель забрала мужа у Леи, а как раз наоборот, Лея получила Яакова в мужья в результате лжи Лавана. Более того, Лея хорошо знала: если бы Рахель не вручила ей тайные знаки, ее, Леи, брак с Яаковом не состоялся бы. Как же она могла так дерзко обвинить сестру в том, что та забрала ее мужа?
Следующая история поможет нам прояснить ответ на этот вопрос.
Один богач овдовел, а затем и бизнес его пошел на спад, так что вскоре остался он совсем нищим. В хорошие времена у него работала служанка, которая откладывала деньги с жалования и покупала лотерейные билеты. Она и хозяина уговорила покупать эти билеты, чтобы он мог следить за выигрышем сразу и для себя, и для нее.
Через некоторое время после потери состояния этот человек узнал, что лотерейный билет его бывшей служанки выиграл крупную сумму. У него созрел план, как вернуть потерянное богатство, и он обратился к местному свату с просьбой сосватать ему эту девушку. Она согласилась, поскольку при своей бедности не рассчитывала на лучшего жениха. Он собирался сказать ей о выигрыше уже после свадьбы и воспользоваться этими деньгами для восстановления бизнеса.
Но когда спустя пару недель после свадьбы он сообщил жене эту новость, она поникла.
— Мой отец продал тот билет, когда ему нужны были деньги, — сказала она. — Теперь этот выигрыш мы уже не сможем получить.
Расстроенный, бывший богач поспешил к Раби из Коцка[1] с вопросом: обязан ли он продолжать супружескую жизнь с этой бедной служанкой, если изначально вся его цель была — получить деньги?
— Это ведь подобно сделке, заключенной по ошибке, — заявил он. — Если бы я не рассчитывал на ее деньги, то даже не подумал бы жениться на ней!
Но ответ Раби был категоричен:
— Ты не понимаешь. Это Всевышний задумал ваш брак и ради этого устроил всё так, чтобы ты захотел на ней жениться. А теперь ты хочешь нарушить Его замысел? Я этому помогать не стану!
Отсюда и ответ на наш вопрос. Кажется, будто именно Рахель была предназначена Яакову, а Лея стала его женой путем обмана. Странные на первый взгляд слова Леи означали следующее: «Если уж благодаря Провидению вышло так, что именно меня выдали за Яакова, значит, ему предназначена именно я, а вовсе не Рахель!»
Мошенничество Лавана, передача тайных знаков — всё это было лишь средством для исполнения воли Творца: чтобы Лея стала женой Яакова вопреки обычному порядку вещей (Лэламедха).
[i] Раби Менахем-Мендл бар Арье-Лейбуш Моргенштерн из Коцка (Коцкер Ребе; Сараф из Коцка; 5547-5619 /1787-1859) — выдающийся хасидский наставник
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»