Большая ловушка подстерегает нас на исходе Дня Искупления: мы анализируем себя и убеждаемся, что остались такими же, какими были и перед этим святым днем. Ничего не изменилось. Тут можно загрустить и отчаяться. Но попадаться в эту ловушку не стоит.
— Чему это можно уподобить? — спрашивает раби Хаим из Черновиц. — Представим себе: некий юноша заболел и оказался при смерти, лежит без сознания. К нему привозят знаменитого врача из большого города. Врач поспешно вводит лекарство, берет руку больного, считает пульс и говорит: «Всё нормально, не волнуйтесь, он выздоровеет».
Родители смотрят на сына: тот лежит без сознания с бледным, как у мертвеца, лицом. Затем смотрят на самоуверенного врача, и на их лицах отражается сомнение.
Врач отвечает на их красноречивые взгляды: «Вы же не знаете болезни и несведущи в лекарствах. Но я понимаю, в каком тяжелом состоянии он был и как его лечить. Я ввел ему лекарство, которое необходимо в таких случаях, и сразу почувствовал, как нормализовался пульс. Хоть он и лежит, как прежде, бледный, слабый и без чувств, я точно знаю, что с этого момента он начал выздоравливать. Это станет видно не сегодня и не завтра, но выздоровление точно наступит. Поэтому для меня он уже — как здоровый!»
Так и с раскаявшимся человеком. Даже если он сам не ощущает улучшения и по-прежнему чувствует склонность к запретному, пусть знает: он уже вступил на прямой путь и находится на пути к выздоровлению. По сути, он уже здоров, хотя улучшение станет видно, только если он продолжит идти этим путем. Бат-коль (голос с Небес) слышится на исходе Дня Искупления: «Иди, ешь в радости хлеб свой», поскольку ты — уже другой. Добрый и чистый.
Закончим притчей:
Отец с маленькой дочерью переходили реку. Отец сказал ей:
— Золотко, смотри, держи меня крепко за руку, чтобы не упасть в реку.
Девочка ответила:
— Нет, папа, это ты меня держи.
— Какая разница? — спросил отец.
— Огромная! — отозвалась она. — Если я буду держаться и что-то случится, скорее всего, я отпущу руку. Но если ты будешь меня держать, я точно знаю — что бы ни случилось, ты никогда мою руку не отпустишь!
Так возьмите же за руку тех, кого вы любите, и не ждите, что они будут держаться за вашу руку… Девочка знает, что если отец будет держать ее, он никогда разожмет руку. Так и наш Небесный Отец — в трудные моменты надежно сжимает нашу руку, а мы должны твердо знать, что Он не оставит нас. Раскаявшийся человек, которого «держит за руку» Творец, сможет продолжить свое исправление (Маайан а-Эмуна).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»