Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография раввина, хасидского наставника и праведника из Черновцов

Раби Хаим бар Шломо из Черновцов (умер в 5578 /1818/ г.) — один из духовных лидеров поколения.

Его наставником был р. Йехиэль-Михл из Злочева (см.), ученик основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт; см.).

По завершении периода ученичества р. Хаим был главным раввином в крупных общинах Могилева, Кишинева и Черновцов.

Р. Хаима называли «человеком Шабата». По свидетельству современников, в этот день он «был особенно свят» и «казался другим человеком во всех отношениях — даже ростом и внешним видом».

Всю неделю он питался хлебом и луком, но уже со среды начинал закупать мясо, рыбу, изысканное вино и лучшие лакомства — для приближающегося шабата. Купленное лихвод Шабат (в честь Шабата) он сам приносил домой, не позволяя никому выполнять за него эту работу. Всю неделю он светился радостью, предвкушая приближение желанной гостьи — Царицы-Шабат.

Современники вспоминали, что, когда р. Хаим в канун Шабата возвращался из миквы, «он казался на голову выше, весь его облик разительно изменялся — и таким он оставался на протяжении всего святого дня».

В ночь Шабата, воодушевленный святостью этого праздника, он вообще не ложился спать. Стих Торы «И пусть хранят Шабат сыны Израиля» (Шмот 31:16) р. Хаим толковал особенным образом: «Следует хранить Шабат так, как будто ты часовой, которому запрещено спать на посту» (Сарей амеа 4:16; Гдолей адорот).

Подобно первым великим наставникам хасидизма, р. Хаим относился ко всем евреям с терпимостью, состраданием и любовью.

Когда его единственный сын сбился с пути и своими поступками позорил отца перед всей общиной, р. Хаим продолжал относиться к нему с любовью, заботился о нем и ни в чем ему не отказывал. На недоуменные вопросы хасидов он объяснял: «Я хочу показать Б-гу, что даже к самым непутевым и испорченным детям следует относиться с состраданием и великой любовью, замечая в них лишь хорошее» (Сарей амеа, там же).

Р. Хаим написал целый ряд значительных сочинений. В книге Бэер маим хаим (Колодец с живой водой) приведены его толкования Пятикнижия. В трактатах Сидуро шель шабат (Порядок Шабата) и Шаар атфила (Врата молитвы) рассматриваются законодательные и кабалистические аспекты проведения шабата и молитвенного сосредоточения. И, наконец, в его книге Эрец ахаим (Земля жизни) содержатся его аналитические заметки по поводу талмудического трактата Брахот.

В последние годы жизни р. Хаим переехал в Землю Израиля и поселился в Цфате. Там он и умер двадцать седьмого кислева 5578 /1818/ года

Похоронен на старинном кладбище Цфата, в пещере, расположенной рядом с могилами р. Йосефа Каро (см.), составителя кодекса Шульхан арух, и р. Моше Альшейха (см.).

с разрешения издательства Швут Ами

Читайте интересную статью про Шабат


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше