Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

До какого предела мы обязаны находить оправдание поступкам ближнего? Беаалотха

Темы: Беаалотха, Оцарот

На каждом из нас лежит обязанность оправдывать действия ближнего, не торопиться с предположениями

«Ибо Господь обещал благополучие (дибэр-тов аль) Израилю» (Бэмидбар 10, 29). «Дибер-тов аль» в дословном переводе означает «говорил доброе о…». Это выражение встречается в Танахе дважды: первый раз — в стихе, приведенном выше, второй — в Книге Эстер (7, 9: «говорил во благо царю»). Раби Цви-Элимелех из Динова писал в своем комментарии к Торе «Агра дэ-кала», что из сопоставления этих двух стихов следует: каждый, кто говорит доброе об Израиле — как будто говорит доброе о Царе — Владыке мира. Верно и обратное: каждый, кто дурно говорит о народе Израиля, — как будто дурно говорит о Самом Царе!

Подобным образом раби Дов-Бер Трейвиш в своей книге «Равид а-Заhав» объясняет стих «И кто нанесет увечье ближнему своему, как сделал он, так да сделано будет с ним» (Ваикра 24, 19): кто нанес увечье человеку — как будто нанес увечье Всевышнему, да будет благословен Он…

Отсюда ясно, что на каждом из нас лежит обязанность: оправдывать действия ближнего, не торопиться с предположениями вроде «он хотел разозлить или оклеветать меня».

Рав Зильбер из США прислал интересный рассказ о таком «поспешном» выводе. Герои — два уважаемых председателя раввинских судов. Один приехал в гости в Нью-Йорк ко второму. И, желая оказать уважение хозяину, пошел молиться в его синагогу.

И вот гость замечает, что хозяин накладывает тфилин Рабейну Там во время повторения молитвы кантором. А ведь это запрещено Галахой (еврейским Законом) и автор При Мегадим отзывается об этом очень резко (Мишна Брура 34, 14).

Гость решился сделать замечание хозяину, но тот ответил, что поступает согласно обычаю определенной хасидской общины — и назвал эту общину. На что гость отреагировал: «Они грешники (hэм рэшаим) Услышав это, хозяин сильно разгневался — настолько, что решил с гостем больше не разговаривать.

Гость понял, что хозяин в ярости, и спросил о причине этого. Тот взглянул еще более сердито и ответил: «Вам действительно неизвестно, почему я сержусь на вас?» Увидев, что гость на самом деле не понимает, что произошло, хозяин все-таки разъяснил, что возмущен его словами о той хасидской общине.

Гость был поражен:

— Я сказал, что они грешники?! Как такое может в голову прийти! Как вы могли подумать, что я способен такое сказать?!

— Но я же своими ушами слышал, что вы сказали? — произнес удивленный хозяин.

Прошло несколько секунд прежде, чем гость понял, что все-таки случилось. И сказал хозяину: «Когда вы сказали, что заимствовали обычай накладывать тфилин во время повторения молитвы кантором у той хасидской общины, я сказал: hэм рашаим — “они вправе (так поступать)”. Не “рэшаим” — грешники, последняя буква корня “аин”, а “рэшаим” — имеющие право, последняя буква корня “алеф”…» Т.е., раз таков их обычай, значит, они вправе это делать: ведь руководители этой общины — люди, великие в Торе и постижении. Но мы не имеем права так поступать, в нашей общине это не принято…

Рассказ дает представление о том, как далеко надо идти, оправдывая для себя поступки ближнего. Ведь хозяин действительно имел все основания думать, что гость оскорбляет хасидскую общину, придерживающуюся этого обычая! Какие могут быть оправдания, когда он сам всё слышал!

Тем не менее, хозяину следовало попросить гостя объяснить свои слова, тогда все прояснилось бы немедленно (Бархи Нафши).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше