Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли определить, каковы причины выполнения заповедей?

Многие религиозные люди во время утренней молитвы надевают две пары тфилин. Одна из них изготовлена по мнению великого еврейского мудреца Раши, а вторая — по мнению его внука Якова бен Меира или рабейну Тама, знаменитого законоучителя, одного из самых авторитетных раввинов Франции и Германии в эпоху позднего Средневековья.

Зачем нужна эта вторая пара тфилин, если фактически все евреи, следующие указаниям еврейского закона, надевают тфилин Раши?

Разница между двумя видами тфилин в расположении пергаментов с отрывками из текста Торы. Раши и рабейну Там предложили отличные варианты размещения четырех цитат Пятикнижия в коробочках тфилин. Заметим, что с выбранными для тфилин отрывками согласны и Раши, и рабейну Там. Речь идет о предложениях из книги Шмот (13:1—10 и там же 11—16) и из книги Дварим (6, 4—9 и там же 11, 13—21). Порядок, в котором эти отрывки должны быть размещены, согласно Раши, должен соответствовать их расположению в тексте Торы. Вместо этого, согласно мнению рабейну Тама, два отрывка, начинающиеся со слова «вэайя», должны размещаться между двумя другими цитатами (т.е. Шмот, 13, 13—21; там же, 13, 1—16; Дварим, 11, 13—21; там же, 6,4—9).

Вместе с тем рабейну Там считает, что в момент записи отрывков для тфилин все же следует уважать порядок, в котором они написаны в Торе. Фактически, запрещено записывать эти четыре специфических отрывка для тфилина в порядке отличном от того, в котором они встречаются в Торе. Следовательно, на пергаменте, который вкладывают в тфилин, надеваемые на руку, записывают каждый отрывок, согласно порядку Торы, но в условленном месте оставляют пропуски для стихов, которые должны идти дальше. В тфилин, который надевают на голову, где каждый отрывок располагается на отдельном куске пергамента, их записывают в соответствии с порядком Торы, но размещают так, как понимает рабейну Там.

Следует отметить, что специалист может различить, какой перед ним вид тфилина, не открывая коробочек и не проверяя расположение текстов. Отличительной чертой является кусочек шерсти теленка, который нужно оставить торчащим из коробочки для головы. Он появляется в разных местах в зависимости от того, сделан тфилин по мнению Раши или по мнению рабейну Тама[1]. Эти два мнения фактически непримиримы.

Нужно сказать, что мудрецы также разошлись во мнениях по поводу тфилин. Например, Рамбам разделяет точку зрения Раши. А вот мнение Раавада, рава Хай Гаон и рабейну Хананеля совпадает со мнением рабейну Тама".

Именно поэтому те, кто хочет следовать обоим мнениям, накладывают две пары тфилин.


[1] Арух а-Шульхан 32, 83: для Тфилина Раши он почти сбоку, а для тфилина рабейну Там — по середине.

По материалам журнала «Контрасс». Перевод Виктории Райхель, из журнала «Мир Торы», Москва


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его