Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сатан предлагает нам кучу хороших коней и ничего не просит взамен

«И было, когда обращалась она к Йосефу изо дня в день, а он не слушал ее» (39:10). Слабая коза ела траву на вершине высокой горы. Ее заметил голодный волк. Хотел он растерзать ее, да все никак не мог забраться наверх. И тогда он решил попробовать убедить ее спуститься на равнину.

«Госпожа, — обратился он к козе нежным голосом, — ты подвергаешь свою жизнь опасности. Пожалуйста, спускайся вниз, здесь тоже есть вкусная трава».

Взглянула коза вниз на обращенного к ней голодного волка и дала решительный ответ: «Верно, насчет травы ты прав. Но, между нами говоря, ты скорее заботишься о своей пище, чем о моей».

Хитроумное злое начало претворяется нашим любящим другом, который желает нам лишь добра, тогда как на самом деле это злейший враг человека. Пусть каждый подумает: «Если придет мой заклятый враг и даст мне разные советы и рекомендации, обещая, что позаботится о моем благе, разве придет мне на ум прислушаться к нему и последовать его советам? Там непременно спрятана какая-то ловушка! Чем же, в таком случае, отличается злое начало?» Никто не принимает советы от своего ненавистника.

Такое отношение к злому началу раби Давид Дидо а-Коэн (один из глав ешивы в Джарбе) выучивает в книге «Ани ле-Доди» из поведения праведного Йосефа. Как Йосефу удалось почувствовать, что жена Потифера желает лишь наслаждения для себя, а не добра для него? Он заметил, что она уговаривает его каждый день заново, и понял, что если бы она хотела ему добра, ей не пришлось бы постоянно просить его. Вот почему он не прислушался к ней.

Во времена раби Йоханана Айбешица во дворце королевской семьи в Праге стал работать христианский священник, который больше всего на свете ненавидел евреев. Он поставил себе целью натравить на них короля.

Время от времени он вступал в ожесточенные споры с раби Айбешицем, но у того была особая помощь свыше — Б-г даровал ему острый ум и здравый смысл, и тот раз за разом обращал аргументы против своего оппонента.

Однажды, когда диспут с раби Йонатаном завершился его полной победой, его христианский противник встал и произнес: «Ваше Величество знает, что правда на моей стороне, и что христианство — лучшая и превосходнейшая среди всех религий. Просто изощренный ум и острый язык рава Айбешица не позволили мне это доказать. На его стороне не правда, а софистика и не более. Если хотите, чтобы я доказал свою правоту, пригласите сюда простого еврея, и пусть он вступит со мной в диспут. Тогда и посмотрим, чья вера истинна!»

Решили, что первого же простого еврея, который будет проходить мимо дворца, призовут внутрь и заставят спорить со священником.

Не прошло много времени, как телега проехала мимо дворца. На ней сидел еврей-извозчик в грязной одежде с большим прутом в руках. По приказу короля его ввели внутрь, и священник получил право голоса.

«У меня есть сделка для тебя, — начал он, потирая руки от удовольствия, — с этого дня и впредь король даст тебе должность извозчика при дворце». Король кивнул головой, а священник продолжил: «Такая высокая должность даст тебе хороший заработок. Тебе больше не придется зависеть от милости людей. Ты и твоя бедная семья сможете жить бесплатно рядом с дворцом и наслаждаться полными гражданскими правами. К тому же, ты получишь благородный титул, и ни в чем не будет недостатка. А мы позаботимся и о твоем будущем мире, где ты будешь наслаждаться вечной наградой».

Священник сделал короткую паузу и продолжил: «Взамен за это ты должен лишь согласиться, чтобы я брызнул на тебя и твою семью водой и провозгласил: “Отныне и впредь вы христиане”!»

Тот еще не успел закончить речь, а лицо извозчика уже покраснело. Он в страхе схватил свой прут и замотал головой в решительном отказе. Лишь спустя несколько секунд он смог произнести отдельные слова: «Нет, нет, нет!»

Христианин, бывший уверен, что такой бедняк примет предложение с восторгом, стоял в растерянности. Но он быстро пришел в себя и захотел разобраться: «Мы не станем заставлять тебя или твою семью совершать какие-либо действия против вашей воли, но все же не будешь ли любезен объяснить: в чем смысл твоего отказа? Зачем противиться такому заманчивому предложению?»

В тот момент раби Йонатан Айбешиц стоял у стены зала и молился Всевышнему, чтобы Он вложил мудрость в сердце извозчику и помог ему дать достойный ответ. Глаза извозчика остановились на короле и священнике, и было видно, что он боится отвечать, размышляя, стоит ли вообще говорить что-нибудь.

«Не бойся, — успокоил его король, — говори все, что захочешь. Мы не сделаем тебе ничего дурного».

Извозчик собрался с духом и ответил: «Когда вы предложили мне сделку, я вспомнил завещание моего покойного отца, благословенна его память. Он тоже был извозчиком — честным и праведным. Перед смертью он заповедал мне быть богобоязненным евреем, отстраняться от зла и творить добро. Кроме этого, он научил меня, как вести торговлю.

“Мой дорогой сын, — сказал он мне, — я оставляю тебе двух сильных лошадей, благодаря которым я зарабатывал себе на хлеб. Береги их и работай с ними. Но вот чего тебе следует остерегаться. Если столкнешься с продавцом лошадей, который предложит тебе обменять твою лошадь на ту, что лучше, да еще будет готов добавить тебе денег — не соглашайся! Ведь не просто же так он готов отдать тебе лошадь да еще и с деньгами в придачу. Если лошадь и выглядит превосходно, она наверняка страдает от скрытой болезни или она краденая”.

Господин священник, — продолжил извозчик, — Вы предлагаете мне все блага мира, да еще и жизнь вечную в придачу к ним. И к удивлению, вы ничего не требуете от меня взамен. Это заставляет меня думать, что ваш товар с изъяном. Видно, что-то в нем испорчено. Вот почему я отказываюсь».

Широкая улыбка засияла на лице у короля. Он приказал слуге дать извозчику дорогой подарок и отправил его с миром. Священник был опозорен и огорчен. Он обратился к раби Йонатану, который все время молчал, и произнес: «Ты победил, раввин Праги, и в этот раз!»

Насколько верно завещание извозчика! Сатан предлагает нам кучу хороших коней и ничего не просит взамен. Мы же вместо того, чтобы проверить его щедрые предложения, соблазняемся раз за разом брать его товар, не справшивая, в чем его выигрыш с этого. В итоге мы узнаем, что кони были крадеными и больными. Неожиданно открываем, что променяли вечный мир на временное удовольствие.

Давайте же не забывать завещание того старого еврейского извозчика (Оцротейну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту
РУБРИКАТОР МАТЕРИАЛОВ

Семья

У нас с мужем — период новой влюбленности, понимания друг друга. Но в физическом плане — не очень...

18 мая, отвечает Ципора Харитан

Какая одежда считается кошерной для еврейской женщины?

16 мая, отвечает Мирьям Климовская

Муж не работает, язык не учит, большую часть времени проводит за компьютером…

14 мая, отвечает Ципора Харитан