Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поступок Рахели был вершиной самоотверженности. Семь лет она ждала и надеялась, а в итоге уступила своей сестре.

«И дала ему Бильгу, свою служанку, в жены» (30:4). В бейт-мидраше царила тишина, когда глава ешивы, рав Авраам Яфен произносил речь. Он был словно посланцем из божественного мира. Его белоснежная борода спускалась на грудь, все слова были взвешены и отмерены, и выступал он с царским спокойствием. Десятки лет он занимал место своего тестя, Сабы из Новардока, и был руководителем десятков известных ешив. Теперь же он встал и зачитал отрывок из Мидраша, относящегося к нашей недельной главе (Берешит Раба 71:7). Там Мидраш описывает, как Рахель жалуется Яакову на свое бесплодие и спрашивает его, почему он не молится за нее, почему не пробивает небосводы своим воплем. В разговоре с ним она упоминает, как его отец Ицхак молился о своей жене Ривке, и Б-г ответил на его просьбы. Почему Яаков не посупает так же?

Но Яаков отвечает ей: «У моего отца не было детей, поэтому Б-г откликнулся на его молитву. А у меня уже есть дети от твоей сестры Леи, и я не уверен, что моя молитва способна чем-то помочь».

«Но ведь у деда твоего, Авраама, уже был сын Ишмаэль, и все-таки он молился о том, чтобы Сара родила! Значит, и ты можешь...» – возразила Рахель.

«А разве ты можешь совершить то, что сделала моя бабушка Сара? Она ввела свою служанку к себе в семью – дала Аврааму в жены Агарь!» – ответил Яаков.

«Если это – единственное, чего не хватает, то возьми себе мою служанку Бильгу. Может, и я буду иметь детей благодаря ей», – решила Рахель. И, как мы знаем, все так и произошло.

Рав оторвал глаза от книги и выразил свое удивление: чего Яаков хотел от Рахели, своей любимой жены? Ведь несомненно, он уже молился о ней, просил и умолял, но не получил ответа. И он понял причину такого отказа Свыше: она бесплодна и нуждается в особой заслуге, чтобы изменить естественный порядок вещей. Одних его молитв недостаточно, поскольку дети у него уже есть. У него родилось решение: быть может, Рахели стоит принести такую же жертву, как сделала Сара?

Но здесь возникает вопрос: а разве Рахель еще не принесла жертву? Разве, когда она передавала своей сестре Лее знаки, чтобы той не пришлось стыдиться в день свадьбы, это не было достаточной жертвой? Разве это не подобно поступку Сары?

Этот вопрос, словно гром среди ясного неба, свалился на головы учеников ешивы. А ведь действительно, все это вызывает большое удивление! Поступок Рахели был вершиной самоотверженности. Семь лет она ждала и надеялась, готовилась к этому великому дню. А в итоге уступила своей сестре, чтобы та заняла ее место. Что еще от нее можно требовать? Но мы видим, что Яаков был прав – как только Рахель дала ему в жены свою служанку, то и сама сразу зачала и родила сына. В чем же кроется разгадка?

Глава ешивы продолжил: Открою вам тайну. Наш праотец Яаков увидел, что молитва не помогла, и даже «врата слез» остались заперты. Рахель была бесплодна, и никакого решения не было. Он знал, что существует лишь один способ – действовать по принципу «мера за меру». Таков принцип, согласно которому Творец управляет миром: «Какой мерой меряет человек, такой и ему отмеряют». Над каждым, кто проявляет милосердие к людям, смилостивятся Свыше. Кто готов уступить и отказаться от своего, тому уступают Свыше. А если человек требует правосудия, то и к нему предъявляют жесткие требования суда (Бава Мециа 30 б).

Сара была бесплодна и не могла родить. Но она привела Агарь к Аврааму и помогла ей родить от него сына. Поэтому, согласно принципу «мера за меру», Сара и сама удостоилась стать матерью.

Поэтому Яаков сказал Рахели, своей бесплодной жене: «Не хватит слов, чтобы описать огромное самопожертвование с твоей стороны, когда ты давала знаки Лее. Но ты сделала это не для того, чтобы Лея родила, а только чтобы она вышла замуж и не устыдилась. Поэтому такой поступок, каким бы он ни был благородным, смог вызвать лишь похожее следствие – ты тоже оказалась замужем. Если теперь хочешь родить ребенка, ты должна совершить самоотверженный акт именно в этой области. Отдай свою служанку, чтобы она родила. Другого выхода я не вижу».

Из этого удивительного вывода мы должны извлечь урок. Глава ешивы продолжил: Гмара говорит (Санедрин 90 а), что все действия Всевышнего совершаются по принципу «мера за меру», а значит, это – самый надежный способ достичь чего угодно! Кто старается доставить удовольствие супруге (или супругу), увидит, что с Небес несут мир его дому. Кто помогает другу заработать, увидит, как с Небес умножают его собственные доходы. Кто учит другого Торе, почувствует, как его собственные сердце и разум открываются мудрости. Всем стоит испытать этот самый надежный метод: вместо усилий достичь чего-либо и связанных с ними разочарований, постараемся помочь ближним. Тогда все блага придут к нам легко – благословение Небес будет изобильным (Майян а-Шавуа).

 

 


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как перестать завидовать?

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Что пообещать Творцу, чтобы он послал мне вторую половинку?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Моя мама пьет…

17 марта, отвечает Ципора Харитан

Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше