«Если же нет братьев у отца его, то передайте надел его ближайшему его родственнику из семейства его, чтоб он наследовал его» (27:11). Как-то раз раввин Галинский поехал в Швейцарию, чтобы организовать там сбор средств на нужды израильских ешив. В аэропорту он встретил старого знакомого из Бней-Брака, человека, к путешествиям обычно не склонного.
«Что вы здесь делаете?» - поинтересовался р. Галинский. Собеседник ответил, что его дети купили ему путевку. «Раввин Шимшон-Рефаэль Гирш после посещения Швейцарии сказал, что после смерти Всевышний спросит у него: а был ли ты в созданной Мной Швейцарии? видел ли прекрасные горы и зеленые луга? воздал ли Мне хвалу за творения рук Моих....», - улыбнулся житель Бней-Брака.
Раввин Галинский знал, что у его собеседника много детей, не особенно зажиточных, мягко говоря. Предвосхитив вопрос, пожилой еврей пояснил: «Я сказал детям, что мой отпуск будет за счет их наследства». «Прямо как в истории про Хафец-Хаима», - сказал раввин. Собеседник насторожился.
Как-то раз к Хафец-Хаиму пришел богач и рассказал, что у него есть шестеро детей. При этом толстосум решил разделить наследство не на шесть, а на семь равных частей. Седьмая — пожертвование на нужды ешивы в Радине. Но с одним условием: чтобы сам Хафец-Хаим изучал Мишну в память о покойном».
К удивлению богача, Хафец-Хаим высказал недовольство: «Сделать пожертвование ешиве можно и сейчас, не нужно ждать смерти. А изучать Мишну вы можете и без меня». Раввин Галинский улыбнулся: «Вы — как тот богач, лишаете детей определенной части наследства».
В недельной главе объясняется, что дочь получает часть земельного надела лишь в том случае, если у покойного отца не было сыновей. С другой стороны, сын-первенец получает двойную долю в наследстве. Логично ли это?
Дело в том, что у людей есть миссия в этом мире. Если отец не смог эту миссию реализовать, именно первенец займется ее выполнением. Поэтому ему полагается двойная доля — на реализацию своих и отцовских планов. Дочка же выйдет замуж и будет помогать мужу, то есть, реализацией планов отца она заниматься по определению не сможет.
Поэтому мы должны еще в этом мире позаботиться о настоящем наследстве — добрых делах и заповедях Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»