Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.

12. שלום(мир), наиболее совершенная гармония всех условий на земле между человеком и Б-гом, провозглашается быть ברית (заветом)… Здесь Б-г возлагает ответственность за воплощение высшей гармонии мира именно на тех людей, чьи поступки бездумный мир, горящий желанием представить свою бездеятельность и бестолковость как «любовь к миру», заклеймил бы и проклял как «нарушение мира». Мир — это драгоценность, ради которой человеку разрешается пожертвовать всеми своими правами и имуществом, но никогда — правами других и никогда теми ценностями, которые объявлены Б-гом хорошими и истинными. Подлинный мир между людьми возможен лишь тогда, когда все люди пребывают в мире с Б-гом. Следовательно, всякий, кто ведет войну с врагами всего хорошего и истинного в глазах Б-га, является защитником ברית שלום (завета мира) на земле, даже когда участвует в войне. И напротив, всякий, кто ради того, что он считает сохранением мира с ближними, без протестов уступает поле боя тем, кто поистине конфликтует с Б-гом, фактически делает общее дело с врагами ברית שלום на земле. Народ был спасен не пассивностью масс и даже не тщетными слезами печали, пролитыми у входа в Шатер Собрания. Доблестный поступок Пинхасש спас народ и восстановил для него мир с Б-гом и Его Законом, обратив его также к основанию своего собственного подлинного внутреннего мира…

14. ИМЯ УБИТОГО ИЗРАИЛЬТЯНИНА. (Ср. стих 6)… Высокое звание человека, на которого восстал Пинхас, еще более возвеличивает акт его преданности. Он не думал о вреде, который мог причинить этим поступком себе лично. Он забыл обо всем, кроме Б-жьего дела.

15. А ИМЯ УБИТОЙ МИДЬЯНИТЯНКИ. Даже мысль о том, что этот поступок мог возбудить ненависть мидьянитян ко всему его народу, не могла удержать Пинхасש от действия, когда на повестке дня стояла задача сохранить самую душу народа, его верность Б-гу и Его Закону…

Глава 27

1. …Поскольку умерли все те, кто был испорчен сексуальными обрядами культа Пеора, народ Израиля смог воссиять в своей наследственной отличительности в области сексуальной чистоты даже сильнее, чем когда его видел моавитский пророк перед тем, как его вовлекли в поклонение Пеору. Это со всей неоспоримостью демонстрировала каждая последующая перепись, и по этой причине новая перепись была проведена после мора. Тот факт, что каждого отдельного представителя народа можно было все еще считать «согласно его семье и дому отца», как делалось сорок лет назад сразу после исхода из Египта, доказывал, что не могло возникнуть никаких сомнений относительно отца любого ребенка в Израиле и что оргия культа Пеорש была лишь изолированным, исключительным отклонением в истории Израиля…

55…. Если мы более подробно рассмотрим систему распределения земли, то заметим, что земля рассматривалась как имущество, оставленное тем поколением, которое непосредственно предшествовало поколению, вышедшему из Египта. Каждому из отцов тех, кто вышел из Египта, была приписана часть Обетованной Земли, пропорциональная количеству их внуков старше двадцати лет, которым суждено было вступить в Землю. Эту землю могли наследовать лишь те из сыновей, которые были старше двадцати лет во время Исхода из Египта; эти сыновья, в свою очередь, могли завещать землю тем из своих сыновей, которым исполнится двадцать лет на момент вступления в Землю.

Как кажется, намерение (Закона) состояло в том, чтобы увековечить в земельном реестре еврейского народа две отличительные истины:

Во-первых, все, что обещает Б-г, свершится с такой безусловностью, что должно рассматриваться в качестве свершившегося факта еще до того, как это произойдет. Не только те, кто уже был освобожден фактически, но даже и представители поколения все еще томящегося под египетским игом, рассматриваются как собственники обещанной им Б-гом земли, наделяющие соответственно своих потомков законными правами. Именно поэтому Эрец Исраэль считается מוחזק, собственностью, которой фактически уже владели отцы, а не всего лишь ראוי, собственностью, на которую дает им право Закон. Как следствие, в распределении земли также учитывались законные права первенца (Бемидбар 27:6 и Дварим 21:17).

Во-вторых, величайшим и драгоценнейшим достоянием родителей и дедушек и бабушек являются дети и внуки, доказавшие верность и преданность своему наследию. Такое потомство свидетельствует о заслугах предков и искупает их прегрешения. Подобно тому, как, согласно одному толкованию, Яаков считал своих сыновей «завоеваниями», которые он отвоевал у эморейцев, трофеями своей жизни, если можно так выразиться, так мы видим здесь, что доброта и честность детей и внуков записываются на счет их отцов и дедов. Несмотря на все испытания, которые насылал Египет, чтобы сломить дух сынов Израиля, более 600 000 крепких, здоровых людей удостоились освобождения и были готовы подчиниться Б-жественному руководству. И вновь, несмотря на все заблуждения и потери в пустыне, более 600 000 были найдены заслуживающими страны, почвы и Б-жественного Закона, и Моше мог сказать им: «А вы, прилепившиеся к Б-гу, вашему Б-гу, все вы живы сегодня». Все это оказалось возможным благодаря духу, который предки культивировали в своих детях даже в египетском рабстве. Каждый кусок Б-жьей земли, который получили внуки, эти внуки затем смиренно положили, в духовном смысле, к ногам своих праотцев в качестве их завоевания, которые они, внуки, в свою очередь, смогли получить в наследие только после смерти своих отцов. «Чему это подобно?» — говорят Мудрецы (Бава батра 117а). «Это напоминает двух братьев-коэнов, которые живут в одном городе. У одного брата только один сын, а у другого два. Они приходят к амбару, чтобы получить свою коэнскую долю урожая. Тот, кто посылает одного сына, получает одну часть. Тот, у кого два сына, получает две части. Но все, что они получили, они принесли в дом своего престарелого отца, членами семьи которого они все еще себя считают и в счет заслуг которого внукам дали предназначенные им порции. И там они поделили все дары поровну».

Тот факт, что, хотя сыновья считались достойными в силу своих личных заслуг владеть Б-жьей Землей, они получили Землю лишь в качестве наследников своих отцов и в качестве носителей их имен, доказывает, что, несмотря на ошибку, стоившую их отцам права войти в Землю, эти самые отцы в течение тридцати восьми лет скитаний в пустыне воспитали новое поколение в правильном духе. И то, что более шестисот тысяч человек из этого нового поколения оказались достойными войти под водительством Б-га в Землю, доказывает, что отцы поняли, как искупить собственные грехи через своих детей, так чтобы, по словам Мудрецов, поколение пустыни стало, в конечном счете, поколением понимания (Мидраш раба, гл. 19). Действительно, как отмечено в Талмуде (Санхедрин 110б), слова пророка Йирмии (2:2) полны любви к поколению пустыни: «Иди и провозгласи в уши Иерусалима следующее: …Я вспомнил о доброте твоей юности, о твоей любви, будучи невестою, когда ты шла за Мной в пустыне, в земле незасеянной». На это Мудрецы замечают: «Тот факт, что другие вошли в землю за заслуги (того поколения), показывает, сколь велики были эти заслуги». Таким образом, в целом, несмотря на повторяющиеся ошибки, образ Израиля, шествующего через пустыню, исполнен достоинства.


Суккот — праздник «кущей» — называют праздником радости и веселья. О смысле праздника Суккот, его законах и обычаях, а также о тех заповедях, которые исполняют во время Суккот — читайте в этом материале. Читать дальше