Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— В чем смысл встречи, посвященной годовщине 11 сентября? — спрашивал я себя, подходя к группе людей, которые, по традиции, собираются в это время в Ашер Леви парке (Сисайд-парк) в Бруклине. — Может быть, «доктор Время» залечивает раны, притупляет боль?

— Со временем мне становится все труднее и труднее, — с этих слов, будто отвечая на мой вопрос, начала свое выступление потерявшая сына Нелли Брагинская. — Боль не проходит, в сердце образовалось пустое место…

«Пусть место — Всевышний вас утешит!» — по традиции, этими словами евреи выражают соболезнование скорбящим (на иврите слова «хамаком йинахем этхэм»). В данном контексте слово «хамаком» — «место» употребляется иносказательно: Всевышний — место мира, ибо Он включает в себя весь мир, но мир не умещается в Нем.

Мы признаем тот факт, что мы не в силах принести утешение скорбящему. Зато мы можем пожелать утешения, обратиться ко Всевышнему с молитвой, чтобы Он утешил душу скорбящего. Потому эти древние слова являются не только выражением соболезнования, но и обращенной к Б-гу молитвой об утешении.

И тот факт, что в молитве этой в качестве имени Всевышнего употребляется слово место, не случаен. Это намек на то, что потеря любимого оставляет пустоту в сердце человека. Ибо наполненное любовью сердце потеряло объект своей любви. Потому еврей обращается ко Всевышнему употребляя Его имя место, указывающее, что Всевышний включает в себя весь мир со всеми его противоречиями, и что в конце концов Он направит ход истории, все события мира к лучшему, ибо «все, что ни делается, — к лучшему». Всевышний — место и в том смысле, что лишь Он может заполнить любовью «пустое место» в сердце скорбящего человека и принести ему утешение…

Некоторые мудрецы считают, что, обращаясь к скорбящему человеку, который во время семи дней траура сидит на чем-то низком, лучше сесть рядом с ним и произнести: «Пусть место — Всевышний вас утешит!» Почему сидя, а не стоя? Чтобы показать, что мы разделяем его боль, сострадаем, скорбим с ним.

В этом смысле мы должны были бы сесть рядом с потерявшими близких 11 сентября и, разделив их боль, сказать: «Не только вы потеряли любимых, но и мы вместе с вами. Террористы атаковали не только ваши семьи, но и нас всех…»

«Все мы американцы!», — с этим заголовком французская газета «Ле Монд» вышла сразу после терактов 11 сентября 2001 года. Тогда весь цивилизованный мир (за исключением ликующих пособников террора) содрогнулся, выражая сострадание пережившей трагедию Америке. Недавно та же «Ле Монд» вышла с редакционной статьей, утверждавшей что все больше людей считают: американцы получили по заслугам; 11 сентября постигло Америку в наказание за поддержку Израиля. Духовная слепота, охватившая ненавистников Израиля и Америки, стирает грани между добром и злом, преступниками и жертвами.

Помнит ли мир, почему началась война с террором? Помнят ли сегодняшние пацифисты о том, что Саддам Хусейн оплачивал террористам убийства израильтян? Во все времена находятся «миролюбцы», готовые занять удобную позицию умиротворения зла, договориться с Гитлером, Сталиным, Хусейном, с рвущимся к ядерному оружию Ираном. Неужели они забыли уроки истории? Впрочем, известно, что «история учит тому, что она ничему не учит».

Не случайно Тора призывает нас: «Помни дни мира, вдумайся в годы всех поколений» (Дварим 32:7).

«Помни, как наказал Всевышний тех, кто гневил Его: поколения Потопа, строителей Вавилонской башни, — поясняет Раши. — Вдумайся в годы всех поколений для того, чтобы осознать, что в будущем в Его власти творить вам добро…».

Еврейский новый год Рош Хашана Тора называет Денем Памяти — Йом Хазикорон. В этот день мы вспоминаем о прошлом и думаем о будущем, открывая причинно-следственные связи событий. И сегодня как никогда важно помнить о трагедии 11 сентября, о жестокой войне, навязанной террористами Израилю, чтобы суметь отличить добро от зла. Пусть эта память поможет нам наполнить наши сердца любовью к добру, которая будет крепче, чем ненависть сил зла к нам. Пусть, сокрушив зло, Всевышний утешит скорбящих и запишет всех вас, дорогие читатели, в Книгу жизни, здоровья, мира и счастья!


По преданию, большая часть книги является сочинением великого учителя периода Мишны раби Шимона бен Йохая (Рашби). Читать дальше

Зоар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Ицхак бар Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош; Аризаль)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.

Книга «Зогар» — об «ушпизин» небесных и земных

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шхина простирает над ним свои крылья, и Авраам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.

Тайна, покрытая светом

Рав Лейб-Нахман Злотник

Тора, при всей своей доступности и ясности, остается загадкой. С одной стороны, любой закон Торы очень понятен, но вместе с тем он таит в себе сокровища, которые приходится порой откапывать из глубоких недр, а иногда выискивать в бездонных пучинах. Возьмем, например, заповедь тфилин — не все законы, связанные с ней, а лишь одну небольшую частность этой великой заповеди — порядок размещения в тфилин отрывков из Торы. Что кроется за этим небольшим кирпичиком, составляющим великое здание под названием «заповедь тфилин»?