Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где же мы найдем попа? — беспокоились жители казацкой станицы.

После того как советские войска оставили этот район, казаки собрались у закрытой когда-то большевиками церкви и открыли забитые досками двери. Хотели они было объявить о возобновлении воскресной службы, но вот беда, не нашлось там священника. Слух о том, что ищут попа, разошелся по близлежащим деревням, и через несколько дней в станицу вошел человек в рясе попа. Послушали его казаки на первой воскресной службе, и понравились им его речи о любви к ближнему. И предложили казаки попу остаться у них в станице.

Слава о нем разнеслась по окрестным деревням, из которых люди приезжали на телегах или приходили пешком, чтобы послушать его добрые и умные речи…

Эту историю рассказал мне недавно Сергей, работавший много лет кардиологом в Одессе (пользуясь случаем, хочу пожелать ему скорейшего выздоровления). Сергей вместе с родителями скрывался в подвале у одинокой женщины, которая с риском для жизни приютила еврейскую семью. Сергей вспоминает, что после посещения службы их обычно грубоватая хозяйка преображалась и становилась мягче по отношению к своим еврейским гостям.

После того как немцы бежали под ударами Советской армии, хозяйка пришла домой и рассказала о пережитом ею потрясении. В воскресенье, как обычно, толпа народу собралась послушать любимого попа. Однако его все не было. Вскоре к церкви подъехала армейская машина, из которой вышел офицер и направился в церковь. Казаки с изумлением узнали своего попа в форме офицера Советской армии. Тогда офицер-поп обратился к собравшимся и рассказал им, что остался в станице по заданию советского командования, чтобы организовать сопротивление фашистам.

«Я говорил вам о любви к ближнему, и я не лгал, и сегодня я призываю вас любить людей. И я хочу, чтобы вы знали: я — еврей!» — сказал он потрясенным казакам, которые, мягко говоря, не выделялись особой любовью к еврейскому народу.

Мы можем лишь догадываться, почему этот офицер посчитал необходимым объявить прихожанам, что он еврей. Возможно, он хотел, чтобы местные казаки перестали ненавидеть евреев. Во всяком случае, хозяйка, приютившая Сергея и его родителей, утверждала, что ему это удалось…

Эта история чем-то напомнила мне рассказ Торы об Йосефе, который открылся своим братьям со словами: «Я Йосеф!»

«И не мог Йосеф сдержать себя …И издал он голос свой в рыдании… И сказал Йосеф своим братьям: Я Йосеф. Жив ли еще мой отец? И не могли его братья ответить ему, ибо затрепетали пред ним» (Берешит 45:1—3).

Братьям казалось, что египетский министр издевается над ними, принося им боль и страдания. Они пришли в Египет в поисках хлеба в связи с голодом, поразившим их страну. Однако министр не поверил им, обвинив их в том, что они лазутчики вражеской страны. По прошествии времени братья уже начали понимать, что это не случайная ошибка. Они были готовы признать свой грех, понимая, что неудачи преследуют их из-за того, что они проявили жестокость, продав в рабство своего брата Йосефа.

И вдруг кажущийся им жестоким египетский министр открылся перед ними любящим и простившим их братом, который готов спасти их от голодной смерти. «И сказал он: Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. А теперь не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы продали меня сюда, ибо для того, чтобы поддержать вашу жизнь, послал меня Всевышний пред вами» (Берешит 45:4—5). В этот момент браться осознали, что все прошлые страдания имели смысл, ибо все, что ни делается, — к лучшему!

«Точно так же, придет время и Всевышний откроется перед всем миром, и тогда мы затрепещем и возрадуемся, осознав, что все страдания в нашей истории и нашей жизни были частью великого замысла», — учили мудрецы Талмуда. Мы возрадуемся, переосмысливая прошлое и осознавая, что все то, что приносило нам слезы и боль, в действительности было для нашей же пользы.

Каждый еврейский праздник не только отмечает событие нашей истории, но и несет в себе особое благословение праотцев нашего народа. Праздник Исхода, с которого начинает свой отсчет история нашего народа, несет благословление первого еврея Авраама. Праздник дарования Торы несет в себе благословление Ицхака. Праздник Суккот, отмечающий чудо существования евреев в пустыне и во всех изгнаниях, несет в себе благословление Яакова.

Мудрецы утверждают, что праздник Симхат-Тора несет в себе благословление Йосефа. Почему благословление Йосефа дарит нам радость?

После разрушения Храма, 9 Ава, в еврейском календаре отмечается семь недель утешения и три недели Судных дней — от Рош-Хашана до Хашана Раба, последнего дня праздника Суккот. Но еврейский народ не мог утешиться, пока не наступил праздник Симхат-Тора, позволяющий нам переосмыслить прошлые разрушения и изгнания, осознав, что и они были для нашей пользы. В отличие от всех других праздников, отмечающих события прошлого, Симхат-Тора, это праздник будущего прихода Машиаха. Уже сегодня мы предвкушаем триумф победы справедливости и добра над злом.

Но как можем мы предвкушать и праздновать события будущего? — удивится читатель. Однако человеческая душа является частью вечности. Вспоминая, она перемещается в прошлое; предвкушая и предчувствуя, душа способна заглянуть в будущее.

Что ж, может быть великая тайна неисправимого еврейского оптимизма и заключается в том, что в любых, даже самых сложных обстоятельствах, мы продолжаем ждать прихода Машиаха. Несмотря на окружающую нас тьму, мы продолжаем видеть свет в конце туннеля, свет будущего, который вдохновляет нас радостью и дает нам силы преодолеть все препятствия, стоящие перед нами сегодня.


Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. Вместе с ней была получена и устная традиция, которая передавалась устно от учителя к ученику, пока на каком-то этапе не была записана, кодифицирована. Читать дальше

Принципы Алахи (еврейского закона).

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»

Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Обращение в нееврейский суд

Рав Давид Кантарович

На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию

Отношение раввинов к курению

Рав Шмуэль Алеви Вознер

Аллахическое постановление главы раввинского суда г. Бней-Брака

Шулхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Мишна Брура

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Кицур Шульхан Арух

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Религиозный закон и право страны: столкновение цивилизаций?

Рав Пинхас Гольдшмит

Эта лекция посвящена памяти рава Азриэля Гильдесхаймера, духовного лидера ортодоксальных иудеев Германии XIX века, который верил, как верю я, и как верит множество других евреев в наши дни, что традиционный иудаизм и эмансипированный европейский еврей, законопослушный гражданин страны проживания, наделенный равенством в правах и обязанностях — совместимы.

Шхита

Овадия Монасевич

Для того чтобы еврей мог есть мясо, он должен предварительно зарезать животное или птицу определенным способом, то есть сделать шхиту.

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.