Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Специальное благословение после трапезы с хлебом

Третий недельный раздел книги Дварим. В нем 111 стихов, 8 заповедей, из них 6 повелительных и 2 запретительные. Среди повелительных заповедей — одна из самых известных: читать специальное благословение после трапезы с хлебом. Если кто-то полагает, что это благословение установлено не Торой, то ему надо открыть 8-ую главу на 10-ом стихе: «Поешь и насытишься, и благословишь Всевышнего — за хорошую землю, которую Он тебе дал»…

Содержание недельного раздела Экев.

1) Благословение и удача,которые будут сопутствовать еврейскому народу в случае соблюдения им законов Торы (Дварим 7:12—16).

2) Обязанность покорить кенаанские народы при входе в Эрец Исраэль и разрушить их идолов (7:17—26).

3) Благодеяния Всевышнего, оказанные евреям при их блуждании по пустыне Синай и обещание ввести их в Эрец Исраэль (8:1—20).

4) Напоминание о грехе золотого тельца, первых разбитых Скрижалях завета и о молитве Моше, по которой был прощен народ (9:1—29).

5) Вторые Скрижали завета; посвящение левитов для службы в Храме (10:1—22).

6) Напоминание о чудесах, произведенных Всевышним; достоинства земли, в которую евреям предстоит войти (11:1—12).

7) Вторая часть молитвы Шма; повторное предупреждение о соблюдении Торы и ее заповедей (11:13—25). Недельная глава начинается словами Моше, обращенными к евреям: «Благодаря тому что будете слушать эти законы (законы Торы), хранить их и исполнять, — сохранит для тебя Всевышний союз и расположение, о котором поклялся твоим отцам». Посмотрите внимательно на этот стих. Мы знаем, что в Торе нет ни одного лишнего слова или выражения. Но разве в этом стихе нет лишних слов? Чем бы надо было закончить предложение? — Сохранит для Тебя Всевышний союз.

Зачем добавлено — «о котором поклялся твоим отцам»? Мы уже знаем из предыдущего текста, что союз Торы был заключен на Синае с нашими отцами. Если каждый раз напоминать об этом, разве кто-то станет из одного этого соблюдать свои обязательства более прилежно?

Ответ таков: когда приходит поколение праведников, соблюдающих Тору как положено, нет нужды вспоминать наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова (а именно о них говорится в стихе, о союзе с праотцами, а не с поколением пустыни). Праведники из-за своих праведных дел получают помощь со стороны Всевышнего. Однако если поколение ведет себя не как положено, не по-еврейски, тогда оно просит Творца поддержать его хотя бы ради отцов, — собственных заслуг у него не хватает. Но и заслуги отцов не бесконечны. Если целое поколение живет только на них, ничего не добавляя от себя в «общую копилку», то идущим вслед за этим поколением ничего не останется. Поэтому: если будете слушать законы Торы — «Всевышний сохранит союз для тебя (для твоего поколения)»; что касается «расположения (милости Всевышнего), о котором Он поклялся твоим отцам», то оно останется следующим поколениям. Но если не будете беспокоиться о союзе, поддерживая его своим благими делами, и станете полагаться только на заслуги праотцев, — то что останется потомкам?..

Приведем еще один в высшей степени любопытный стих из нашего недельного раздела. Вернее, любопытным он может показаться тому, кто впервые открывает Тору; изучающие ее хорошо с ним знакомы (11:10): «Ибо Страна, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею, не как Египетская страна, из которой вы вышли». Рамбан пишет: не похожа она на Египет, благополучие которого обеспечено регулярными разливами Нила и не зависит от духовного состояния его жителей. Израиль не орошается реками, урожай в нем зависит от воли Всевышнего, а Он обещал помогать только тем, кто заслуживает Его помощи. На ту же тему заметил раби Шмуэль бен Меир, внук великого Раши: Моше указал на необходимость соблюдения заповедей в стране Израиля — ибо нет лучшей страны для тех, кто соблюдает Тору; но и нет худшей страны — для тех, кто Тору не соблюдает… (Мы выделили эти слова, несмотря на то что они не являются цитатой из Торы, — настолько они важны для понимания сегодняшнего дня.)

А в заключении одна история о святости еврейского народа, живущего на Святой земле. Рассказывают о раби Аврааме Йешаяу Карелице (1878—1953), великом авторитете Торы нашего века, которого большинство людей знают под именем Хазон-Иш, — рассказывают о нем, что однажды пришел к нему человек, устроивший гмах (кассу еврейской взаимопомощи). Пришел и спросил, что ему делать с теми залогами, которые люди оставляют у него, чтобы взять под них денежные ссуды? Нельзя ли их продать? Должники не могут вернуть долгов, залоги остаются, и по закону, они давно перешли в его собственность. Хазон-Иш посмотрел на владельца кассы и объявил: «Не было такого в нашем народе, чтобы кто-то продал залог бедняка!» Потом выдержал паузу и пояснил: «Посуди сам. Представь, что ты взял ссуду у другого человека, оставив ему в залог последнее украшение своей жены. Долг вернуть ты не смог, и украшение было продано третьему лицу. Приходит твоя жена на рынок, и что она видит? Ее украшение — на другой женщине! Что вылечит ее от такого удара? Какие объяснения? Какие ссылки на закон? Украшения она не продавала, ты до сих пор пытаешься выкупить их у владельца ссуды. И вдруг конец всем надеждам!.. Если мы хотим остаться святым народом и владеть той землей, которую дал нам Творец, мы должны поступать сверх закона Торы. Другого пути у нас нет».