Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек способен вмиг измениться. Эта способность не есть нечто сверхъестественное, доступное лишь благочестивейшим из людей: чего же мы ждем?»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
По материалам газеты «Исток»

Третий недельный раздел книги Дварим. В нем 111 стихов, 8 заповедей, из них 6 повелительных и 2 запретительные. Среди повелительных заповедей — одна из самых известных: читать специальное благословение после трапезы с хлебом. Если кто-то полагает, что это благословение установлено не Торой, то ему надо открыть 8-ую главу на 10-ом стихе: «Поешь и насытишься, и благословишь Всевышнего — за хорошую землю, которую Он тебе дал»…

Содержание недельного раздела Экев.

1) Благословение и удача,которые будут сопутствовать еврейскому народу в случае соблюдения им законов Торы (Дварим 7:12—16).

2) Обязанность покорить кенаанские народы при входе в Эрец Исраэль и разрушить их идолов (7:17—26).

3) Благодеяния Всевышнего, оказанные евреям при их блуждании по пустыне Синай и обещание ввести их в Эрец Исраэль (8:1—20).

4) Напоминание о грехе золотого тельца, первых разбитых Скрижалях завета и о молитве Моше, по которой был прощен народ (9:1—29).

5) Вторые Скрижали завета; посвящение левитов для службы в Храме (10:1—22).

6) Напоминание о чудесах, произведенных Всевышним; достоинства земли, в которую евреям предстоит войти (11:1—12).

7) Вторая часть молитвы Шма; повторное предупреждение о соблюдении Торы и ее заповедей (11:13—25). Недельная глава начинается словами Моше, обращенными к евреям: «Благодаря тому что будете слушать эти законы (законы Торы), хранить их и исполнять, — сохранит для тебя Всевышний союз и расположение, о котором поклялся твоим отцам». Посмотрите внимательно на этот стих. Мы знаем, что в Торе нет ни одного лишнего слова или выражения. Но разве в этом стихе нет лишних слов? Чем бы надо было закончить предложение? — Сохранит для Тебя Всевышний союз.

Зачем добавлено — «о котором поклялся твоим отцам»? Мы уже знаем из предыдущего текста, что союз Торы был заключен на Синае с нашими отцами. Если каждый раз напоминать об этом, разве кто-то станет из одного этого соблюдать свои обязательства более прилежно?

Ответ таков: когда приходит поколение праведников, соблюдающих Тору как положено, нет нужды вспоминать наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова (а именно о них говорится в стихе, о союзе с праотцами, а не с поколением пустыни). Праведники из-за своих праведных дел получают помощь со стороны Всевышнего. Однако если поколение ведет себя не как положено, не по-еврейски, тогда оно просит Творца поддержать его хотя бы ради отцов, — собственных заслуг у него не хватает. Но и заслуги отцов не бесконечны. Если целое поколение живет только на них, ничего не добавляя от себя в «общую копилку», то идущим вслед за этим поколением ничего не останется. Поэтому: если будете слушать законы Торы — «Всевышний сохранит союз для тебя (для твоего поколения)»; что касается «расположения (милости Всевышнего), о котором Он поклялся твоим отцам», то оно останется следующим поколениям. Но если не будете беспокоиться о союзе, поддерживая его своим благими делами, и станете полагаться только на заслуги праотцев, — то что останется потомкам?..

Приведем еще один в высшей степени любопытный стих из нашего недельного раздела. Вернее, любопытным он может показаться тому, кто впервые открывает Тору; изучающие ее хорошо с ним знакомы (11:10): «Ибо Страна, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею, не как Египетская страна, из которой вы вышли». Рамбан пишет: не похожа она на Египет, благополучие которого обеспечено регулярными разливами Нила и не зависит от духовного состояния его жителей. Израиль не орошается реками, урожай в нем зависит от воли Всевышнего, а Он обещал помогать только тем, кто заслуживает Его помощи. На ту же тему заметил раби Шмуэль бен Меир, внук великого Раши: Моше указал на необходимость соблюдения заповедей в стране Израиля — ибо нет лучшей страны для тех, кто соблюдает Тору; но и нет худшей страны — для тех, кто Тору не соблюдает… (Мы выделили эти слова, несмотря на то что они не являются цитатой из Торы, — настолько они важны для понимания сегодняшнего дня.)

А в заключении одна история о святости еврейского народа, живущего на Святой земле. Рассказывают о раби Аврааме Йешаяу Карелице (1878—1953), великом авторитете Торы нашего века, которого большинство людей знают под именем Хазон-Иш, — рассказывают о нем, что однажды пришел к нему человек, устроивший гмах (кассу еврейской взаимопомощи). Пришел и спросил, что ему делать с теми залогами, которые люди оставляют у него, чтобы взять под них денежные ссуды? Нельзя ли их продать? Должники не могут вернуть долгов, залоги остаются, и по закону, они давно перешли в его собственность. Хазон-Иш посмотрел на владельца кассы и объявил: «Не было такого в нашем народе, чтобы кто-то продал залог бедняка!» Потом выдержал паузу и пояснил: «Посуди сам. Представь, что ты взял ссуду у другого человека, оставив ему в залог последнее украшение своей жены. Долг вернуть ты не смог, и украшение было продано третьему лицу. Приходит твоя жена на рынок, и что она видит? Ее украшение — на другой женщине! Что вылечит ее от такого удара? Какие объяснения? Какие ссылки на закон? Украшения она не продавала, ты до сих пор пытаешься выкупить их у владельца ссуды. И вдруг конец всем надеждам!.. Если мы хотим остаться святым народом и владеть той землей, которую дал нам Творец, мы должны поступать сверх закона Торы. Другого пути у нас нет».


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.