Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Третий недельный раздел книги Дварим. В нем 111 стихов, 8 заповедей, из них 6 повелительных и 2 запретительные. Среди повелительных заповедей — одна из самых известных: читать специальное благословение после трапезы с хлебом. Если кто-то полагает, что это благословение установлено не Торой, то ему надо открыть 8-ую главу на 10-ом стихе: «Поешь и насытишься, и благословишь Всевышнего — за хорошую землю, которую Он тебе дал»…

Содержание недельного раздела Экев.

1) Благословение и удача,которые будут сопутствовать еврейскому народу в случае соблюдения им законов Торы (Дварим 7:12—16).

2) Обязанность покорить кенаанские народы при входе в Эрец Исраэль и разрушить их идолов (7:17—26).

3) Благодеяния Всевышнего, оказанные евреям при их блуждании по пустыне Синай и обещание ввести их в Эрец Исраэль (8:1—20).

4) Напоминание о грехе золотого тельца, первых разбитых Скрижалях завета и о молитве Моше, по которой был прощен народ (9:1—29).

5) Вторые Скрижали завета; посвящение левитов для службы в Храме (10:1—22).

6) Напоминание о чудесах, произведенных Всевышним; достоинства земли, в которую евреям предстоит войти (11:1—12).

7) Вторая часть молитвы Шма; повторное предупреждение о соблюдении Торы и ее заповедей (11:13—25). Недельная глава начинается словами Моше, обращенными к евреям: «Благодаря тому что будете слушать эти законы (законы Торы), хранить их и исполнять, — сохранит для тебя Всевышний союз и расположение, о котором поклялся твоим отцам». Посмотрите внимательно на этот стих. Мы знаем, что в Торе нет ни одного лишнего слова или выражения. Но разве в этом стихе нет лишних слов? Чем бы надо было закончить предложение? — Сохранит для Тебя Всевышний союз.

Зачем добавлено — «о котором поклялся твоим отцам»? Мы уже знаем из предыдущего текста, что союз Торы был заключен на Синае с нашими отцами. Если каждый раз напоминать об этом, разве кто-то станет из одного этого соблюдать свои обязательства более прилежно?

Ответ таков: когда приходит поколение праведников, соблюдающих Тору как положено, нет нужды вспоминать наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова (а именно о них говорится в стихе, о союзе с праотцами, а не с поколением пустыни). Праведники из-за своих праведных дел получают помощь со стороны Всевышнего. Однако если поколение ведет себя не как положено, не по-еврейски, тогда оно просит Творца поддержать его хотя бы ради отцов, — собственных заслуг у него не хватает. Но и заслуги отцов не бесконечны. Если целое поколение живет только на них, ничего не добавляя от себя в «общую копилку», то идущим вслед за этим поколением ничего не останется. Поэтому: если будете слушать законы Торы — «Всевышний сохранит союз для тебя (для твоего поколения)»; что касается «расположения (милости Всевышнего), о котором Он поклялся твоим отцам», то оно останется следующим поколениям. Но если не будете беспокоиться о союзе, поддерживая его своим благими делами, и станете полагаться только на заслуги праотцев, — то что останется потомкам?..

Приведем еще один в высшей степени любопытный стих из нашего недельного раздела. Вернее, любопытным он может показаться тому, кто впервые открывает Тору; изучающие ее хорошо с ним знакомы (11:10): «Ибо Страна, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею, не как Египетская страна, из которой вы вышли». Рамбан пишет: не похожа она на Египет, благополучие которого обеспечено регулярными разливами Нила и не зависит от духовного состояния его жителей. Израиль не орошается реками, урожай в нем зависит от воли Всевышнего, а Он обещал помогать только тем, кто заслуживает Его помощи. На ту же тему заметил раби Шмуэль бен Меир, внук великого Раши: Моше указал на необходимость соблюдения заповедей в стране Израиля — ибо нет лучшей страны для тех, кто соблюдает Тору; но и нет худшей страны — для тех, кто Тору не соблюдает… (Мы выделили эти слова, несмотря на то что они не являются цитатой из Торы, — настолько они важны для понимания сегодняшнего дня.)

А в заключении одна история о святости еврейского народа, живущего на Святой земле. Рассказывают о раби Аврааме Йешаяу Карелице (1878—1953), великом авторитете Торы нашего века, которого большинство людей знают под именем Хазон-Иш, — рассказывают о нем, что однажды пришел к нему человек, устроивший гмах (кассу еврейской взаимопомощи). Пришел и спросил, что ему делать с теми залогами, которые люди оставляют у него, чтобы взять под них денежные ссуды? Нельзя ли их продать? Должники не могут вернуть долгов, залоги остаются, и по закону, они давно перешли в его собственность. Хазон-Иш посмотрел на владельца кассы и объявил: «Не было такого в нашем народе, чтобы кто-то продал залог бедняка!» Потом выдержал паузу и пояснил: «Посуди сам. Представь, что ты взял ссуду у другого человека, оставив ему в залог последнее украшение своей жены. Долг вернуть ты не смог, и украшение было продано третьему лицу. Приходит твоя жена на рынок, и что она видит? Ее украшение — на другой женщине! Что вылечит ее от такого удара? Какие объяснения? Какие ссылки на закон? Украшения она не продавала, ты до сих пор пытаешься выкупить их у владельца ссуды. И вдруг конец всем надеждам!.. Если мы хотим остаться святым народом и владеть той землей, которую дал нам Творец, мы должны поступать сверх закона Торы. Другого пути у нас нет».


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.