Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

«История одного пациента помогла мне навсегда осознать смысл древнего благословения, — писал нью-йоркский доктор Кенет Прегер в статье “Всему свое благословение”, которая 28 мая 1997 была опубликована в престижном медицинском издании “The Journal Of the American Medical Association”. — В результате автомобильной аварии двадцатилетний студент Джош был близок к смерти, его тело было парализовано, а жизнь поддерживалась с помощью аппарата искусственного дыхания»…

Зачастую мы воспринимаем наше здоровье как нечто само собой разумеющееся, а начинаем ценить, неожиданно потеряв его. Впрочем, возможно, мы преждевременно теряем здоровье именно потому, что не ценим его. Хотя здоровье — это великий дар. Не случайно мудрецы постановили: чтобы каждое утро и каждый раз после туалета человек произносил благословение, заканчивающееся словами: «Благословен Всевышний, исцеляющий всякую плоть…»

Целитель — это одно из имен Всевышнего. В книге Исхода сказано: «Если ты будешь слушаться голоса Всевышнего…, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я — Всевышний — целитель твой» (Шмот 15:26).

Наша недельная глава напоминает о том, Кто поддерживает наше здоровье: «И отдалит Всевышний от тебя всякую болезнь…» (Дварим 7:15).

Почему мудрецы постановили так часто благодарить Всевышнего за наше здоровье? — предвижу я недоумение читателя. Думаю, лучшим ответом на этот вопрос станет статья доктора Прегера:

«Когда я был учеником начальных классов еврейской школы — иешивы, в которой преподавались религиозные и общеобразовательные предметы, то я и мои одноклассники удивлялись надписи, вывешенной у дверей туалета. Это было благословение, которое следовало произносить после того как человек посетит туалет. Почему очистительные функции тела связаны с произношением святых слов, удивлялись школьники. Благословения используются в молитвах, выражают благодарность за спасение народа, за еду, но они никак не должны быть связаны с функциями организма, которые вызывают хихиканье у детей.

Лишь спустя несколько десятилетий, я начал осознавать сокрытую в этом благословении мудрость. Вавилонский Талмуд, который записывался в течение первых пяти столетий новой эры, содержит слова Аббайе: “Тот, кто вышел из туалета, должен произнести: Благословен Всевышний, Который создал человека с мудростью и сотворил в нем много отверстий и полостей… И если только одно из них откроется или заблокируется, то будет невозможно существовать и стоять пред Тобою. Благословен Всевышний, исцеляющий всякую плоть и творящий чудо”.

Надпись у дверей туалета напоминала ученикам иешивы о том, что следует произнести благословение, выйдя оттуда. Впрочем, легко повесить надпись, но совсем непросто осмыслить это благословение и обрести внутреннюю необходимость его произносить. Признаюсь, что я начал понимать глубину этих слов, лишь изучая патофизиологию на втором курсе медицинской школы, когда мне стали очевидны катастрофические последствия нарушений функций организма. Я перестал воспринимать мои походы в туалет как нечто само собой разумеющееся, начиная понимать, сколько вещей должно происходить в полной координации для того чтобы мой организм мог безболезненно выполнять свои функции. Тогда я вспомнил надпись, которая висела у дверей туалета в моей школе. Нам, школьникам, она казалась смешной. Однако увидев пациентов, жизнь которых зависела от аппаратов диализа или катетеров, я начал осознавать мудрость слов, записанных в Талмуде шестнадцать веков назад.

И тогда я стал произносить это благословение! Сначала я обратился к Сидуру — сборнику молитв, чтобы произносимый текст был правильным. Затем выучил благословение наизусть, понимая и искренне чувствуя то, что я произношу. Я не только выражал благодарность за очистительные функции организма, но и за хорошее здоровье в целом. Ведь в тексте благословения упоминается, что человек не может существовать, если “откроется или заблокируется” любое из “отверстий и полостей” организма. Может быть, живший 16 веков назад в Вавилоне еврейский мудрец предвидел, что блокирование коронарных артерий сердца станет главной причиной смертности в индустриальном обществе…

История болезни одного пациента помогла мне навсегда осознать смысл древнего благословения. В результате автомобильной аварии двадцатилетний студент Джош был близок к смерти, его тело было парализовано, а жизнь поддерживалась лишь с помощью аппарата искусственного дыхания. Однако после длительного реабилитационного периода его неврологические функции начали восстанавливаться. Изо дня в день состояние Джоша улучшалось. Это казалось чудом: он начал самостоятельно передвигаться с палочкой. Хотя одна проблема никак не разрешалась: он продолжал нуждаться в катетере. Урологи были настроены пессимистично, полагая, что Джош будет до конца жизни нуждаться в катетеризации. Но невозможное случилось! Я был вместе с Джошем, когда он впервые после аварии обошелся без катетера. Тогда я сказал Джошу, выпускнику иешивы, что нет более подходящего момента для того, чтобы произнести благословение, которое следует произносить после туалета. Когда он читал слова благословения, у меня на глазах появились слезы.

Джош — это мой сын».


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени