Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек — это язык, на котором говорит Б-г»Раби Менахем-Мендл из Витебска
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

«История одного пациента помогла мне навсегда осознать смысл древнего благословения, — писал нью-йоркский доктор Кенет Прегер в статье “Всему свое благословение”, которая 28 мая 1997 была опубликована в престижном медицинском издании “The Journal Of the American Medical Association”. — В результате автомобильной аварии двадцатилетний студент Джош был близок к смерти, его тело было парализовано, а жизнь поддерживалась с помощью аппарата искусственного дыхания»…

Зачастую мы воспринимаем наше здоровье как нечто само собой разумеющееся, а начинаем ценить, неожиданно потеряв его. Впрочем, возможно, мы преждевременно теряем здоровье именно потому, что не ценим его. Хотя здоровье — это великий дар. Не случайно мудрецы постановили: чтобы каждое утро и каждый раз после туалета человек произносил благословение, заканчивающееся словами: «Благословен Всевышний, исцеляющий всякую плоть…»

Целитель — это одно из имен Всевышнего. В книге Исхода сказано: «Если ты будешь слушаться голоса Всевышнего…, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я — Всевышний — целитель твой» (Шмот 15:26).

Наша недельная глава напоминает о том, Кто поддерживает наше здоровье: «И отдалит Всевышний от тебя всякую болезнь…» (Дварим 7:15).

Почему мудрецы постановили так часто благодарить Всевышнего за наше здоровье? — предвижу я недоумение читателя. Думаю, лучшим ответом на этот вопрос станет статья доктора Прегера:

«Когда я был учеником начальных классов еврейской школы — иешивы, в которой преподавались религиозные и общеобразовательные предметы, то я и мои одноклассники удивлялись надписи, вывешенной у дверей туалета. Это было благословение, которое следовало произносить после того как человек посетит туалет. Почему очистительные функции тела связаны с произношением святых слов, удивлялись школьники. Благословения используются в молитвах, выражают благодарность за спасение народа, за еду, но они никак не должны быть связаны с функциями организма, которые вызывают хихиканье у детей.

Лишь спустя несколько десятилетий, я начал осознавать сокрытую в этом благословении мудрость. Вавилонский Талмуд, который записывался в течение первых пяти столетий новой эры, содержит слова Аббайе: “Тот, кто вышел из туалета, должен произнести: Благословен Всевышний, Который создал человека с мудростью и сотворил в нем много отверстий и полостей… И если только одно из них откроется или заблокируется, то будет невозможно существовать и стоять пред Тобою. Благословен Всевышний, исцеляющий всякую плоть и творящий чудо”.

Надпись у дверей туалета напоминала ученикам иешивы о том, что следует произнести благословение, выйдя оттуда. Впрочем, легко повесить надпись, но совсем непросто осмыслить это благословение и обрести внутреннюю необходимость его произносить. Признаюсь, что я начал понимать глубину этих слов, лишь изучая патофизиологию на втором курсе медицинской школы, когда мне стали очевидны катастрофические последствия нарушений функций организма. Я перестал воспринимать мои походы в туалет как нечто само собой разумеющееся, начиная понимать, сколько вещей должно происходить в полной координации для того чтобы мой организм мог безболезненно выполнять свои функции. Тогда я вспомнил надпись, которая висела у дверей туалета в моей школе. Нам, школьникам, она казалась смешной. Однако увидев пациентов, жизнь которых зависела от аппаратов диализа или катетеров, я начал осознавать мудрость слов, записанных в Талмуде шестнадцать веков назад.

И тогда я стал произносить это благословение! Сначала я обратился к Сидуру — сборнику молитв, чтобы произносимый текст был правильным. Затем выучил благословение наизусть, понимая и искренне чувствуя то, что я произношу. Я не только выражал благодарность за очистительные функции организма, но и за хорошее здоровье в целом. Ведь в тексте благословения упоминается, что человек не может существовать, если “откроется или заблокируется” любое из “отверстий и полостей” организма. Может быть, живший 16 веков назад в Вавилоне еврейский мудрец предвидел, что блокирование коронарных артерий сердца станет главной причиной смертности в индустриальном обществе…

История болезни одного пациента помогла мне навсегда осознать смысл древнего благословения. В результате автомобильной аварии двадцатилетний студент Джош был близок к смерти, его тело было парализовано, а жизнь поддерживалась лишь с помощью аппарата искусственного дыхания. Однако после длительного реабилитационного периода его неврологические функции начали восстанавливаться. Изо дня в день состояние Джоша улучшалось. Это казалось чудом: он начал самостоятельно передвигаться с палочкой. Хотя одна проблема никак не разрешалась: он продолжал нуждаться в катетере. Урологи были настроены пессимистично, полагая, что Джош будет до конца жизни нуждаться в катетеризации. Но невозможное случилось! Я был вместе с Джошем, когда он впервые после аварии обошелся без катетера. Тогда я сказал Джошу, выпускнику иешивы, что нет более подходящего момента для того, чтобы произнести благословение, которое следует произносить после туалета. Когда он читал слова благословения, у меня на глазах появились слезы.

Джош — это мой сын».


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.