Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Почему вы вызволили из коммунистической Румынии доносчицу, которая бросила вас с сыном в тюрьму? — с этим вопросом шамаш (помощник) обратился к Скулене ребе. — Почему вы затратили столько сил, времени, денег на женщину, из-за доноса которой чуть не погибли в застенках румынского КГБ? Ведь вас объявили шпионом, пытали, натравливали на вас заключенных преступников.

— Эта женщина пережила много страданий, — ответил ребе со слезами на глазах. — Ты не можешь себе даже представить, как власти умели склонять людей к «сотрудничеству», делая работу доносчика «привлекательной»…

… Скулене ребе, реб Элиэйзер-Зише Португал, родился в бессарабском местечке Скулен в семье раввина. Рано проявил незаурядные способности и после смерти отца в 1915 году, в возрасте 17 лет, был назначен раввином Скулен. В 30-е годы переехал в Черновцы, а во время Второй мировой был в гетто. После освобождения вместе с единственным сыном вернулся в Черновцы и усыновил десятки еврейских детей, потерявших родителей во время войны, преподавал Тору. Преследовался карательными органами НКВД и переехал в Бухарест, где опять усыновлял еврейских сирот. В 1959 году ребе арестовали вместе с сыном по обвинению в шпионаже в пользу Израиля и США. Через год, после международного вмешательства, ребе был освобождён, переехал в США и посвятил свои силы помощи преследуемым евреям, освободив более тысячи (!) усыновленных им детей из Румынии и СССР…

Внук Скулене Ребе реб Хаим рассказал мне, что когда его дед вышел из румынской тюрьмы, то он встретился с доносчицей и сказал ей, что простил ее. Впоследствии я прочитал об этом также в книге Йехудит Самет «Other Side of the Story».

Приехав в Америку, ребе был принят президентом США и передал ему список людей, которым требовалась помощь в получении разрешения на выезд из Румынии. В этот список ребе включил и женщину, по доносу которой он оказался в тюрьме.

Конечно же, у ребе были все основания для обиды. Но он не только не помнил зла, но и помог ей вырваться из Румынии. По строгости Закона ребе не обязан был этого делать, но он поступил великодушно и снисходительно…

Однажды в преддверии дня прощения — Йом Кипур рав Залман из Вильнюса стал свидетелем того, как один еврей просил у другого прощения за то, что злословил о нем. «По закону я не обязан тебя прощать, своими словами ты нанес мне большой вред!» — заявил он.

Тогда рав Залман воскликнул: «Только сейчас я понял слова мудрецов Талмуда: “Иерусалим был разрушен лишь из-за того, что люди поступали по всей строгости закона, но не со снисхождением” (Баба Мециа 30). На первый взгляд, пророки упомянули множество грехов народа — причин разрушения Храма. Однако все то время, что евреи прощали друг друга, Всевышний прощал им их грехи. Но когда евреи перестали проявлять снисходительность и начали поступать по отношению к друг другу “по всей строгости закона”, то и Всевышний наказал их “по всей строгости закона” за их грехи!»

Услышав это, обиженный тут же простил обидчика…

Тора учит нас, что в определенных ситуациях снисходительное отношение становится законом. Тот же, кто в подобных случаях продолжает поступать согласно «букве закона», преступает закон.

Талмуд рассказывает о том, как однажды рабочие по неосторожности разбили кувшин с вином, принадлежавший Рабе бар бар Хане. Тот взял у них в заклад одежду, ожидая возмещения ущерба. Поведали об этом раву, и тот приказал: «Верни им одежду!»

— Разве таков закон?

— Таков! «Чтобы ты ходил путем добрых…» (Притчи царя Соломона 2:20)». (Раши поясняет: Чтобы ты поступал снисходительно). Но когда он вернул рабочим их одежду, те сказали: «Мы бедняки, целый день трудились, а теперь голодны, нечего нам есть!» Сказал рав: «Оплати им их труд!»

-Разве таков закон?!

— Таков! Как сказано далее: «… и держался стези праведников» (Баба Мециа 83).

Эту мысль подчеркивает наша недельная глава: «Делай прямое и доброе…» (Дварим 6:18). Разве прямое и доброе не одно и то же? Нет, прямое — это «по закону», а доброе — великодушие, проявляемое «за чертой закона». Потому Раши поясняет: «доброе» — это уступка за чертой закона. Когда человек уступает положенное ему по праву, проявляя снисхождение к ближнему, то и Небеса проявляют снисходительность и милосердие к нему!


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»