Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Наши мудрецы сказали, что всякий, кто гневается, подобен идолопоклоннику. Причина этого в том, что в момент гнева он утрачивает веру в Б-га. Ведь если бы он верил, что данная неприятность - от Всевышнего, он бы не гневался вовсе»Тания
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Должен ли я в разговоре с детьми признавать, что совершил ошибку? — спросил однажды отец семейства рава Авраама Тверского (рассказ в книге «Успешные взаимоотношения»). — Боюсь, что они перестанут меня уважать.

— Если ты хочешь, чтобы твои дети научились признавать свои ошибки, то ты должен показывать им пример! — ответил рав Тверский…

Является ли способность признавать ошибку слабостью или силой человека?

Человек, ощущающий собственную неполноценность, боится признать ошибку, чтобы его слабость не стала очевидной для окружающих. Однако тот, кто обладает чувством собственного достоинства, умеет не только отстаивать свое мнение, но, осознав свою собственную ошибку, признать ее. Люди с низкой самооценкой либо упрямо отказываются признавать свои ошибки, либо с легкостью поддаются влиянию, придавая чрезмерное значение тому, что думают о них окружающие…

Почему первый человек был изгнан из райского сада? Не потому, что съел запретный плод, а из-за того, что, отказавшись признать ошибку, в конце концов обвинил во всем жену, которая: «дала мне от дерева, и ел я» (Берешит, 2:12).

Почему первый царь Израиля Шауль лишился престола? Не потому, что не выполнил заповеди уничтожить Амалека, а из-за того, что отказавшись признать ошибку, в конце концов обвинил во всем народ, которого испугался. Тогда пророк Шмуэль упрекнул царя: «Ты что, мал в собственных глазах? Ведь ты глава колен Израиля, Всевышний помазал тебя на царство!» (Шмуэл, I 15:17)…

В чем причина разрушения Иерусалимского Храма и горького изгнания нашего народа? Траурный день 9-го Ава отмечает не только разрушение Первого и Второго Храмов, но также и первопричину всех трагедий — грех разведчиков в Синайской пустыне. Вернувшись 9-го Ава из путешествия по стране Израиля, разведчики сказали: «Мы видели великанов; мы были в своих глазах кузнечиками и такими же были мы в их глазах» (Бемидбар, 13:33). Тогда народ заплакал, говоря: «Давайте назначим главу и вернемся в Египет» (14:1). «Плачете понапрасну, а будете плакать на самом деле!» — ответил им Всевышний, рассказывает Мидраш, объясняя, что в трагических событиях пустыни следует искать духовные причины всех страданий, разрушений и изгнаний, которые постигли наш народ. Это мы и оплакиваем 9-го Ава. В траурный день евреи впервые отправились в изгнание в пустыне, вместо того чтобы войти в Святую Землю. Когда сорок лет спустя евреи вновь подошли к границам Израиля, Моисей напомнил им, что разведчики «ослабили сердце наше, говоря: народ больше и выше нас, города большие и укрепленные до небес, великанов видели мы там» (Дварим, 1:28).

Евреи были свидетелями великих чудес, казней египетских, побед над врагами. Почему же они испугались, что не смогут победить великанов, и захотели вернуться в Египет? Причина в том, что «они были кузнечиками в своих глазах и такими же были в глазах (великанов)»!

«Сказал Всевышний: за то, что евреи были в своих глазах кузнечиками, — Я простил их. Но как могли они знать, кем они были в их глазах, может быть, не кузнечиками, а ангелами?!» — спрашивают мудрецы (Мидраш Раба, 16:11). Из слов следует, что если человек кажется себе кузнечиком, то это грех, который требует прощения!

Откуда разведчики знали, что и в глазах великанов они были не ангелами, а кузнечиками? Более того, каково наше представление о том, кем мы кажемся окружающим нас людям?

Если ты кажешься себе «кузнечиком», то полагаешь, что и окружающие видят в тебе «кузнечика», даже если на самом деле они думают, что ты ангел! — объясняет рав Моше Шайнеман из Бруклина. Когда человек теряет веру во Всевышнего, он теряет веру и в себя! — писал Хофец Хаим (Хаяв уфаало, 3). Тогда ему кажется, что и окружающие не верят в него.

Духовное падение человека начинается с того, что он падает в собственных глазах, теряет уважение к себе, ощущает, что так же неуважительно относятся к нему окружающие, и в конце концов начинает в соответствии с этим вести себя.

Храм — это символ души, потому, возвышая душу, человек восстанавливает разрушенный Храм! Возвышение же души начинается с обретения веры во Всевышнего и веры в СЕБЯ! Обретая чувство собственного достоинства, человек ведет себя не как маленький кузнечик, а как достойный уважения ЧЕЛОВЕК!

Раши приводит мнение Талмуда о том, что разведчики слышали, как (великаны) говорили друг другу: «В виноградниках появились похожие на муравьев (или кузнечиков) люди» (Сота, 35). В соответствии с этим объяснением человек может потерять веру в себя, если окружающие в него не верят. Урок в том, что самооценка человека — это его внутренний стержень, который не должен «гнуться», зависеть от негативных слов, произнесенных другими людьми. Даже если человеку говорят, что он бездарный лентяй и бесталанный «кузнечик», он все равно должен продолжать видеть себя сотворенным по образу и подобию Творца ЧЕЛОВЕКОМ, веря в то, что он наделен душой, способной творить добро и улучшать мир.

Грех разведчиков в том, что они придавали чрезмерное значение мнению о них окружающих («такими же были мы в их глазах»), вместо того чтобы концентрироваться на исполнении своей миссии, ради которой и были посланы в этот мир! — заключает ребе из Коцка. Если человек чрезмерно занят мыслями о том, кем он кажется в глазах других, то он теряет внутренний стержень и поддается разрушительным внешним влияниям…

В каждом из нас прячется «маленький кузнечик». Однако нам следует помнить, что место кузнечика в траве, а миссия человека — «не быть малым в собственных глазах» и стремиться к духовному величию!


Глава повествует об одной из самых загадочных заповедей — заповеди о пепле красной коровы. По преданию, ее смысл не смог постичь даже царь Соломон. Также в главе описывается, как еврейский народ скорбел после ухода первосвященника Аарона. А затем, после многолетних странствий, евреи, достигают границ Святой земли. Читать дальше

Недельная глава Хукат

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Словарь для читающих Тору на иврите. Хукат

Рав Аарон Штейман,
из цикла «Словарь ивритских терминов»

Червленая шерсть и другие ключевые понятия недельной главы

Хукат, вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе