Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Ты уделяешь слишком много времени общественным делам, — обратился однажды ко мне рав Борух Эзрахи, глава иешивы «Атерет Исраэль». Приехав в Израиль в 1981 году, я поступил в эту иешиву в Иерусалиме. Но мои друзья оставались в Москве: кто в отказе, а кто и в тюрьме. И я старался делать все что мог для привлечения внимания израильтян к судьбе отказников и узников Сиона. Организовывал демонстрации, выпускал брошюры. Тогда глава иешивы решил деликатно поговорить со мной, двадцатилетним парнем. Его слова навсегда врезались мне в память.

— Как бы много ты ни сделал сегодня, это все равно очень мало в сравнении с тем, что ты сделаешь в будущем, если сам продолжишь расти духовно! — сказал он.

Я начал больше концентрироваться на занятиях в иешиве, продолжая, тем не менее в свободное время заниматься «общественными делами». Однажды я оказался в доме известного израильского спортсмена Рефаэля Гальперина, которого я попросил заступиться за узников Сиона. Рефаэль Гильперин родился в 1924 году в Вене, в 1933 его семья переехала в Палестину и поселилась в Бней-Браке, а его отец стал помогать великому раввину Хазон Ишу (1878—1953) строить Бней-Брак. Учась в знаменитой иешиве «Хеврон», Рефаэль начал увлекаться спортом: карате, боксом, борьбой. Став чемпионом Израиля, он пришел к Хазон Ишу и попросил его благословения на поездку в США. «Хочу стать профессиональным борцом, заработать деньги и открыть спортивную школу в Израиле», — сказал он. «Зная мою глубокую привязанность к Торе, Хазон Иш взял мою руку и благословил», — вспоминал он много лет спустя.

Рефаэль Гальперин стал легендой американского профессионального спорта, СМИ называли его «борющийся раввин» — «The Rasslin» Rabbi». Дан Паркер писал в New York Mirror, что в 50-е годы Гальперин победил во всех проведенных им 159 матчах, в 32 одержал победу быстрее чем за минуту, добившись небывалого в истории американского спорта результата.

— Однажды на соревнованиях каратистов в Японии я увидел молящегося японца, — рассказал мне Рефаэль Гальперин. — Это заставило меня задуматься, и я вернулся к Торе…

Я застал рава Гальперина в его квартире в Тель-Авиве, на стенах висели фотографии его триумфальных выступлений. Сам он сидел за столом и писал книгу «Атлас еврейской истории»…

Однажды отец Рефаэля пришел к Хазон Ишу и сказал, что хотел бы оставить общественные дела и посвятить все свое время изучению Торы. Однако Хазон Иш сказал: «Твоя миссия — строить город Торы Бней-Брак, что поможет многим изучать Тору»…

Мой раввин указал мне больше изучать Тору, а Хазон Иш настоял, чтобы отец Рефаэля продолжил заниматься общественными делами. Впрочем, в этом нет противоречия. «Всему свое время!» — писал царь Соломон. Возможно, молодые должны в первую очередь учиться, а те, кто уже выучились, — помогать другим. Тем не менее, я хотел бы дилеммой «помогать себе или другим» предварить следующий рассказ…

Однажды пожилой «мешулах» — «посланник» иешивы Слуцка оказался в Радине (Литва), пришел к легендарному Хофец Хаиму, рабби Исроэлю Меиру Когану (1838—1933), и попросил его благословения.

— Хочу оставить сбор средств для иешивы и посвятить все свое время изучению Торы, — сказал «мешулах».

Хофец Хаим дал благословение, «мешулах» направился к дверям, но вдруг ребе попросил его вернуться.

— Почем пара ботинок? — спросил Хофец Хаим.

— Смотря каких. Сапожник продает за десять рублей, а сделанные на фабрике можно купить и за семь.

— И сколько они зарабатывают на продаже?

— Сапожник, скажем — четыре рубля, а хозяин фабрики — два.

— По-твоему, сапожник богаче хозяина фабрики?

— Нет, пока сапожник продаст одну пару ботинок, хозяин фабрики уже продаст сотню!

— Так ты хочешь быть сапожником или хозяином фабрики? Если ты посвятишь все время Торе и перестанешь собирать деньги, то иешива закроется, и сотня учеников перестанет изучать Тору!..

«Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, если будете слушать заповеди» (Дварим, 11:26). Почему в первом слове «смотри» Тора обращается к одному человеку, а продолжает повествование во множественном числе? Для того, чтобы каждый испытал чувство ответственности за коллектив, за всю общину, за весь народ, объясняет Кли Йакар, рав Шломо Эфраим из Лунжиц (1550 — 1619). Мудрецы Талмуда писали (Кидушин, 40), что человек не должен считать себя праведником или негодяем, а находящимся в равновесии заслуг и грехов «средним евреем», ощущая, что следующим своим поступком он может опрокинуть чашу весов в ту или иную сторону, влияя таким образом на свою семью, общину, народ и весь мир.

Человек, посвящающий себя духовному росту, может добиться высот, достигнув даже уровня пророчества, однако все равно заслуги того, кто обучает других, гораздо большие! — писал Рабейну Бахья (умер в 1340 году в Испании) в своей книге «Обязанности сердца».

«Мудрые будут сиять, как сияют небеса, и ведущие многих по пути справедливости — как звезды во веки веков», — писал пророк Даниэль (12:3). Почему «ведущие многих», те кто направляют других людей на путь справедливости, подобны сияющим во веки веков звездам?

Тот, кто помогает другим, включает цепную реакцию добра, уподобляется сияющим «во веки веков звездам», благодаря заслугам своих учеников, заслугам их детей и заслугам всех поколений их потомков!


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»