Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

(לאברהם למקנה לעיני בני-חת בכל באי שער-עירו (כג, יח

За Авраамом, как покупка перед очами сыновей Хетовых, пред всеми, входящими во врата города сего(23:18)

Все бросили работу и пришли выразить своё уважение праведнице Саре (Раши).

В день смерти р. Хаима Коэна в рош ходеш месяца мархешван 5596 г. (1836 г.) в городе Фесе (Марокко) объявили раввины города запрет на работу: «Запрещено торговать в городе или за его пределами, пока не похоронят уважаемого рава», — точно, как учит в вышеупомянутом отрывке Тора.

Жил в городе один еврей, занимавшийся продажей муки и масла. Пришёл к нему в дом покупатель и очень просил продать немного муки. Хозяин отказывался, ссылаясь на запрет. Покупатель продолжал настаивать — и, в конце концов, хозяин сдался. Он открыл лавку и продал муку. Когда, закончив дело, хозяин выходил из лавки, то зацепился одеждой за кран бочки с дорогим оливковым маслом, но не заметил этого. Только закрыв замки, он увидел растекающееся под дверью масляное пятно. Хозяин поспешил вновь открыть лавку, и потемнело у него в глазах — масло разлилось и при этом намочило муку. Хотел он заработать несколько грошей, а потерял целое состояние! И, если так случилось с тем, кто нарушил запрет рабаним — что же произойдет с тем, кто нарушит запрет Торы: будет работать в шабат или давать деньги под процент — насколько он потеряет больше, чем заработает!

(ויקם השדה והמערה אשר-בו לאברהם לאחזת-קבר מאת בני-חת(כג, כ

И стало поле и пещера, которая в нём, погребальным уделом Авраама от сынов Хетовых(23:20)

Однажды приехал в Хеврон паша из Стамбула и, как принято у мусульман, пошёл в пятницу на молитву в пещеру Махпела. Захотелось ему узнать, что там внутри пещеры, снял он крышку с колодца, ведущего вниз, нагнулся и… меч его, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, упал в колодец. Приказал паша достать меч. Привязали одного из слуг-арабов и стали опускать на веревке в пещеру, но, не достигнув дна, слуга умер. И так повторялось несколько раз. Увидев это, сказал паша: «Неужели я потеряю всех слуг?» — и приказал спустить вниз еврея.

Посовещавшись, евреи Хеврона постановили, что жребий должен решить, кому спускаться в колодец. Выбор пал на раби Авраама Азулая. Тот окунулся в микву и, одевшись в белые одежды, всю ночь рассказывал сидящим перед ним жителям Хеврона тайны кабалы.

Когда занялась заря, встал р. Авраам Азулай и отправился в гробницу праотцев, попросив друзей молиться, чтоб не случилось с ним плохого. Пришел он в пещеру, обвязали его верёвкой и опустили вниз. Благополучно достигнув дна, подобрал р. Авраам меч, передал его паше, а сам вернулся вниз... И увидел он души праотцев... Так прошло несколько часов, и думали евреи, что погиб р. Авраам, но, в конце концов, подняли его с помощью верёвки.

Радовались друзья его возвращению, и поведал им раби, что был ему знак с небес и что вскоре он умрёт и попадёт в рай вместе с праотцами.

И всю ночь сидел он с друзьями, до утренней зари толкуя им кабалу. А когда встало солнце, пошёл праведник в микву, надел белые одежды, произнес: «Шма Исраэль» — и отлетела душа его на небеса...

И все евреи горевали, ибо был р. Авраам праведником.


Суккот — праздник «кущей» — называют праздником радости и веселья. О смысле праздника Суккот, его законах и обычаях, а также о тех заповедях, которые исполняют во время Суккот — читайте в этом материале. Читать дальше