Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

(ויתן אל-הנער וימהר לעשות אתו» (י"ח, ז»

«И дал отроку, и тот поспешил приготовить его» (18:7)

Авраам не просто сам выполнял заповедь, но и учил Ишмаэля, что и как надо делать.

Раби Давид Акоэн (раби Дидо), живший на острове Джерба, вкладывал в преподавание всю душу и никогда не записывал, кто из учеников заплатил за учёбу. Ученики приносили деньги и отдавали их раву, который и сумму никогда не проверял, считая, что не деньги главное, а учение Торы!

Спросили как-то раби Дидо, в чём секрет его успеха, как преподавателя.

Ответил рав так: “На базаре много продавцов, но есть только один, кто оценивает стоимость товара и устанавливает продажную цену. В чём его мастерство? Он с первого взгляда может определить качество плода, каков он, кислый или сладкий, спелый или незрелый. И знает он ещё одну тайну: сохранится плод или вот-вот начнёт гнить... Всё это касается лишь оценки. Но, кроме того, учитель должен извлечь из ученика максимум возможного, излечить его от слабости и поставить на ноги. Нет должности более ответственной, чем эта!

("כי ידעתיו למען אשר יצוה את-בניו ואת-ביתו אחריו ושמרו דרך ה' לעשות צדקה ומשפט»(י"ח , י"ט»

«Ибо я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Г-спода, творя добро и правосудие...» (18:19)

Каждую ночь в полночь вставал раби Салман Муцафи на тикун хацот, потом садился учить Кабалу до рассвета, после чего шёл на утреннюю молитву.

Однажды утром шёл раби Салман по своему обыкновению на молитву, не зная, что ночью англичане ввели комендантский час. Рав был задержан и препровождён в лагерь, где находились уже 300 евреев, также нарушивших комендантский час и подозреваемых в связи с подпольем. Ожидая допроса, все находились в оцепенении.

Посмотрел рав и решил, что не должно быть места безделью; именно сейчас представляется ему уникальная возможность! Тут же начал рав разъяснять Тору, и люди потянулись послушать рава. Слова, идущие от сердца, входят в сердца и, когда рав начал произносить тикун хацот, все стали повторять за ним строчку за строчкой, прочитали и просьбу об Избавлении, прокричали «Творец — Он Б-г» и молитву Шма Исраэль...

Английские полицейские, увидев, что место заключения превратилось в огромную синагогу, где люди изливают душу в молитве, сказали: «Это — не террористы», и выпустили всех...

Рав вернулся домой. Рабанит была встревожена его опозданием. Она знала, что объявлен комендантский час, и боялась, что рав арестован и может быть приговорён к заключению.

Сказал ей рав: “Я действительно был задержан, но не для того, чтобы попасть в тюрьму, а для того, чтобы поведать о Творце другим евреям”. Рассказал ей рав, что произошло, и закончил так: “Духовность и материальность связаны и переплетены друг с другом. Духовная искра, вызволенная из душ этих людей, привела к их освобождению. И если так произойдёт со всем народом Израиля — произойдёт и освобождение физическое”.


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше