Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вообрази себя канатоходцем над пропастью. Как сохранить равновесие? Едва твоё тело потянет в одну сторону, тянись в другую»Раби Исроэль из Рижина
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Рассказ подобен одежде. И следует знать, что за одеждой скрыт человек, а в нём скрыта душа — и она главное! Так и рассказ, он — одежда для содержания, смысла и идеи; а в них — душа, которая вся — тайны Кабалы!» 

Абарбанель (Берешит)

«בראשיתבראאלקיםאתהשמיםואתהארץ« (א

„В начале сотворил Б-г небо и землю“(1:1)

После изгнания евреев из Испании (1492 г.) многие из них поселились в городе Салоники (сейчас Греция). Постепенно они сделались главенствующей силой в городе: порт был закрыт в субботу, даже нееврейские банки и правительственные учреждения не работали, ибо всем было известно, что евреи отмечают субботу, а посему — некому вести дела и торговать!

Паша, градоначальник Салоников, весьма уважал евреев и, особенно, еврейских мудрецов. При встрече с ними он вставал. Некоторые из советников не могли спокойно наблюдать, какое почтение паша оказывает евреям.

Однажды они пришли к паше и сказали: „Понятно, что город не работает в субботу, поскольку нет у нас выхода — вся торговля в их руках! Но зачем выказывать им такое уважение и почёт?“

Ответил им паша: „А почему нет?“

Сказали они: „Творец унизил их, а мы возвысим? Разве не унижаемы и не преследуемы они, евреи, везде; разве не попирают их повсюду. Посему тот, кто оказывает уважение евреям, нарушает волю Творца!“ 

Ответил паша: „Завтра я дам вам ответ“.

Вечером послал он гонцов министрам и советникам с сообщением, что все они приглашаются совершить прогулку на пароходе. Наутро отцы города прибыли в порт, одетые в лучшие одежды и поднялись на корабль, намереваясь насладиться прогулкой и приёмом.

Вышел паша на палубу и сказал: „Посмотрите-ка, над нами — небеса, под нами разверзлась бездна морская, море простирается до горизонта, а в море — акулы, хищные рыбы, и нет в нём спасения. Что отделяет нас от бездны? Несколько досок, называемых кораблём?! А если утонет корабль…“

Б-г с тобой!“ — вскричали все, как один, — ведь судном управляют опытные моряки!»

«И вы полагаетесь на них? — спросил паша, — ведь вы их совсем не знаете…»

Пассажиры молчали.

«Я хочу взглянуть на тех, в чьих руках наша безопасность», — сказал паша, и стал спускаться в машинное отделение. Все двинулись за ним и увидели трёх матросов, бросавших уголь в топку котлов. Лица матросов были красны от котельного жара, руки и одежда черны от сажи и угля.

Обратился паша к своим приближенным и сказал: «Я не могу с этим согласиться! Разве это уважение к власти, когда безопасность паши, представителя султана, зависит от этих чёрных от грязи людей? Ну-ка, уважаемые, мой заместитель и ты, министр финансов, и ты, тайный советник, замените поскорее этих матросов!»

Все трое побледнели и заговорили разом: «Эта работа требует специальных навыков. Необходимо знать каждое колесо и каждый винтик, знать, как и сколько угля загружать в каждую топку. Сейчас корабль в надежных руках. А если мы займём их места, то все утонем!»

«Пойдёмте, — сказал паша, — жарко здесь. Поднимемся на палубу».

Когда все поднялись, улыбнулся паша и сказал: «Знайте, что весь мир подобен этому судну, и все мы — его пассажиры и, как они, каждое мгновение подвержены опасности.

Но есть на корабле «машинное отделение» — это ешивы, и есть в них «снабжение котлов топливом» — это молитвы евреев к Творцу и изучение Торы, полученной Моше на горе Синай. «Котельщики — это еврейские мудрецы и праведники. И, если пассажиры довольны прогулкой на корабле, они должны быть благодарны котельщикам из машинного отделения в грязной и засаленной одежде, которые трудятся в поте лица, дабы привести судно в порт назначения». Так закончил паша свою речь, и нечего было возразить ему.

О том же говорили мудрецы: «В начале сотворил Б-г небо и землю» — ради Торы, называемой «началом», как сказано: «Г-сподь создал меня в начале пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Мишлей 8:22). И ради Израиля, как сказано: «Израиль — святыня Г-сподня, первые плоды (начало) Его (Ирмияу 2:3).

И ещё сказано: «Весь мир получает пропитание благодаря сыну моему Ханине. А сыну моему Ханине достаточно горсти рожков от субботы до субботы».

«…וכבשהורדובדגתהיםובעוףהשמיםובכלחיההרמשעל-ארץ(א, כ»ח)

«И владычествует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, ползающими по земле» (1:28)

Сказанное выше справедливо, если люди ведут себя так, как того требует Творец.

300 лет тому назад в городе Мекнесе (Марокко) арабы поймали львицу и привели в подарок царю. Посадили львицу на цепь, и назначили араба кормить её и следить за ней. Однажды львица сбежала и нанесла большой ущерб. Тогда приказал царь держать её в еврейском квартале: даже если убежит, то навредит только евреям — ну и что из этого? Попытки евреев откупиться ни к чему не привели, и животное поместили во дворе рядом с синагогой, который с той поры стал называться Дир алавия, т.е. «Двор Львицы». Львица сидела в клетке на цепи, и каждый день, утром и вечером, приходил араб, чтобы покормить её.

Однажды араб — случайно или намеренно — оставил дверь клетки открытой. Рано-рано утром, когда солнце ещё не поднялось, львица порвала цепь и пошла гулять по улицам, пока не забрела в синагогу, где в это время, как обычно, сидел рав Шмуэль Бен Ваиш. Львица зарычала. Рав, не разглядев, что перед ним львица, и думая, что это собака, начал бить её палкой! Львица продолжала рычать, а рав продолжал её бить и гнать из синагоги! В это время пришел араб, а с ним — слуги царя, чтобы забрать львицу и вернуть во дворец. Царь решил подарить её одному из министров. Не найдя львицу в положенном месте, бросились слуги царя на поиски, пока не услышали рычание и не увидели, как бьет рав хищное животное. Отвели львицу во дворец, а история о святости рава стала известна всем.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами"


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.