Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Пророчество, Еврейская история, Эдом, Рим, Раби Элиэзер
«И встанет (Машиах), и править будет силой Господа, величием Господа, Б-га своего,
и жить будет, ибо ныне Он будет возвеличен до краев земли».
(Миха 1:3)
Во многих местах в Торе содержится скрытый намек на то, что путь человечества от Древа Познания добра и зла к Древу Жизни — от греха Адама до воцарения на земле в Конце дней его праведного потомка — царя Машиаха — пройдет через четыре изгнания избранного для Божественного служения народа. Четыре царства народов мира захлестнут мироздание своим влиянием, исказят истинную реальность, изменят суть человека и подчинят себе его видение картины мира.
Так наши мудрецы толкуют первые строчки Торы, повествующие о Сотворении мира: «И земля была хаотична (Вавилон) и бесформенна (Персия), и тьма (Греция) над ликом бездны (Рим), и дух Бога витает над водами (Царство Машиаха)»[1].
Нашему праотцу Аврааму во время «Завета между рассеченными частями»[2] была показана судьба его потомков и тяготы изгнаний, через которые им предстояло пройти: «И было солнце к закату, и оцепенение охватило Авраама, и вот ужас тьмы страшной падает на него»[3]. В пророческом видении перед ним раскрылись тяжкие бедствия, ожидавшие его потомков от руки Эдома — римской цивилизации, и страшная тьма, которая наступит в те дни в их мышлении и восприятии Божественности.
Наш праотец Яаков увидел место будущего Храма на горе Мориа, и ему было даровано пророческое видение о четырех изгнаниях его сыновей: «И снилось ему: и вот лестница стоит на земле, и ее вершина достигает Небес, и вот ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней»[4]. Рабейну Бахье отмечает величие нашего праотца Яакова: «Ангелы поднимаются на Небеса и видят образ праотца Яакова, запечатленный под престолом Божественной Славы, спускаются вниз и видят его самого…»[5]
Мидраш разъясняет, что наш праотец видел всю суть истории человеческой цивилизации: «“и вот, ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней”[6] — это ангелы народов мира. Всевышний показал нашему праотцу Яакову ангела Вавилона, который взошел на 70 ступеней и спустился, ангела Персии, который продвинулся на 52 ступени и спустился, ангела Греции, который поднялся на 180 ступеней и спустился, и ангела Эдома, который продолжал подниматься всё выше и выше, и его продвижению не было видно конца. В тот час праотец Яаков преисполнился страха: быть может, он не упадет никогда? Ответил ему Всевышний: “А ты не бойся, раб Мой, Яаков, — сказал Господь, — и не страшись, ибо вот Я спасу тебя издалека и потомство твое.”[7] И даже если ты увидишь, что он продолжает подниматься, оттуда Я спущу его, как сказал пророк Овадья: “Надменность сердца твоего подстрекала тебя, живущего в расселинах скал, пребывающего в высотах, говорящего в сердце своем: кто сбросит меня на землю? Если взлетишь, как орел, и если меж звезд поместишь гнездо свое — оттуда низрину тебя, слово Господа”[8]»[9].
Мудрецы Мишны указали на три первоначала Эдомской цивилизации, которые распространились по всему миру, лишая жизнь людей счастья: «Зависть, страсть и стремление к славе исторгают человека из этого мира»[10]. Яаков и Эйсав — два родных брата, появившиеся на свет в результате многих лет молитвы и добрых дел их праведных родителей — Ицхака и Ривки. Сыновья Яакова возвели в нижнем мире Божественный Храм, а потомки Эйсава его разрушили. Народ Яакова заключил Завет с Господом и принял Тору на горе Синай, а народы Эйсава живут ясно сформулированными их пращуром принципом: «И сказал Эйсав: вот я иду на смерть, и для чего мне первородство»[11].
Наши мудрецы так объясняют эти слова Эйсава: в его цивилизации видимы и осязаемы только цели и удовольствия нижнего мира, а ценности будущего мира пропадают во мгле сомнений и безразличия. Именно за это Господь возненавидел Эйсава и его образ жизни, и на протяжении веков его влияние распространяется в мире, уведя его очень далеко от состояния, в котором его хотел бы видеть Творец: «Вот малым Я сделал тебя среди народов, презренен ты очень»[12].
О крушении Эдомской цивилизации, основанной на служении человека самому себе, говорит пророк Йехезкель: «Обрати лицо твое к горе Сеир и пророчествуй о ней. И скажешь ей: так сказал Господь Бог: вот Я — против тебя, гора Сеир, и протяну руку Мою на тебя и предам тебя опустошению и запустению»[13]. О спасении своих потомков в Конце дней от римского сапога вознес молитву Всевышнему наш праотец Яаков: «“Спаси меня от руки брата моего, от руки Эйсава”[14] — спаси моих сыновей от потомков Эйсава в Конце дней»[15].
Наши праотцы проложили для нас путь спасения от греха и стезю, ведущую к счастью, которая не утратила своей актуальности и во время тьмы Римского изгнания. О праотце Яакове сказано: «…человек цельный, сидящий в шатрах»[16]. Его жизнь была всецело связана с Небесами. Мудрецы Торы приумножают мир в творении, удостаиваются добра и приносят благословение другим. Противоположностью Яакову является его брат Эйсав (עשו), гематрия — числовое значение — имени которого (שלום) — мир, о чем сказано: «И твоим мечом будешь жить…»[17] Так выглядит мир цивилизации Эдома без связи с Божественным именем. Мечом можно привести мир; нет мира — руби и коли в борьбе за мир. Жизнь без подчинения воле Небес — это царство Эйсава; таково его мировоззрение. О такой жизни сказали мудрецы Мишны: «Зависть, страсть и стремление к славе исторгают человека из этого мира»[18]. Он никогда не будет удовлетворен своей судьбой и не придет к счастью.
[1] Берешит 1:2.
[2] Берешит, гл. 15.
[3] Берешит 15:12.
[4] Берешит 28:12.
[5] Рабейну Бахье.
[6] Берешит 28:12.
[7] Ирмеяу 30:10.
[8] Овадья 1:3-4.
[9] Мидраш Танхума, гл. Вайеце.
[10] Авот 4:21.
[11] Берешит 25:32.
[12] Овадья 1:2.
[13] Йехезкель 35:2-3.
[14] Берешит 32:12.
[15] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 76.
[16] Берешит 25:27.
[17] Берешит 27:40.
[18] Авот 4:21.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»