Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Идолопоклонство, Галут, Разрушение Храма, Еврейская история, Раби Элиэзер
«Тогда произнес Шломо:
“Господь сказал, что будет обитать во мгле.
Я построил Дом обитания, постоянное место для пребывания Твоего вовеки”».
(Мелахим I 8:12-13)
Чтобы лучше представить великий образ раби Элиэзера и понять суть Римского изгнания, нам надо ближе познакомиться с духовными силами, заложенными в мироздание, и с вехами еврейской истории.
История еврейского народа делится на последовательные эпохи: Судьи, Цари и времена Первого Храма, Вавилонское изгнание, Персидское изгнание, период Второго Храма, Греческое и Римское изгнания и Конец дней, когда праведный Машиах установит на земле царство Б-га.
При Исходе из Египта, сопровождавшемся страшными казнями египтян и раскрытием величественной руки Б-га на земле, при Даровании Торы на горе Синай и во время 40-летнего шествия по пустыне весь еврейский народ был свидетелем небывалых чудес и Божественного Провидения. Это время первые комментаторы называют «чудом внутри чуда».
После завоевания Земли Израиля каждое колено получило свое наследие, каждый поселился в тени своей смоковницы и виноградной лозы, и начался период «чудо внутри законов природы», когда Божественное присутствие оказалось в сокрытии, и каждый еврей должен был сам прийти к праведности, преодолев дурное начало. Такими словами заканчивается книга Йеошуа: «И служил Израиль Господу во все дни Йеошуа и во все дни старейшин, которые продлили дни после Йеошуа и знали всё деяние Господа, содеянное Им для Израиля»[1].
Ушло в Вечный мир поколение Знания, и сразу же началось духовное падение, которое со взлетами и падениями продолжалось 400 лет эпохи Судей. Народ претерпевал духовное опустошение, Всевышний посылал ему тяжелые испытания, происходили нашествия полчищ соседних народов, и вставали судьи, чтобы спасти свой народ от греха и несчастья.
К концу периода Судей в духовном состоянии еврейского народа сложилась отчаянная ситуация. В колене Биньямина произошло страшное преступление с наложницей в Гиве, что привело к гражданской войне. Миха из колена Дана, славившийся беспримерным гостеприимством, построил капище, в котором левит — потомок Моше рабейну — воскурял идолу. Вот как говорит пророк о завершение эпохи Судей: «В те дни не было царя у Израиля, каждый делал то, что было прямо в его глазах»[2]. В результате еврейский народ пришел к состоянию духовного падения: «…слово Господа было дорого в те дни, видение было нечасто»[3].
Цель Сотворения мира заключается в том, чтобы Божественное присутствие раскрылось в нижнем мире — в Храме Господа, созданном еврейским народом: «И сделают они Мне святилище, и Я буду обитать среди них»[4]. Ковчег Завета во времена судей пребывал в Мишкане — временном Храме в Шило, расположенном в наделе колена Эфраима, где находился глава поколения Эли Акоэн, но у него не было ученика, которому он мог бы передать Тору, чтобы тот принял Божественный Завет и передал его дальше по цепочке поколений. Сложилась ситуация, похожая на времена перед разрушением Храма, когда у раби Йоханана бен Закая не было ученика, подобного «колодцу, который не теряет ни капли воды»[5], а раби Элиэзер работал на поле, плакал и не мог найти дорогу к своему учителю.
Эли Акоэн оставался в одиночестве в Шило, поскольку евреи ходили туда крайне редко. Причиной тому были дорожные тяготы и то, что сыновья Эли, распоряжавшиеся в Шило, создали там неприятную и отталкивающую атмосферу.
Единственным человеком, который в полной самоотверженности и чистоте души со всей своей семьей постоянно на все праздники приходил в Мишкан в Шило, был Элькана — левит, проживавший в колене Эфраима. В это время каждый день с Небес спускался Божественный Глас: «Должен родиться человек, имя которому Шмуэль…» Ему предназначено стать главой следующего поколения — основания царства в Израиле. Но Хана — жена Эльканы и будущая мать пророка Шмуэля — была бесплодна. Она не имела детей до тех пор, пока в Рош а-Шана ее молитва в Мишкане в Шило не разверзла Небеса, и произошло чудо: она родила сына, который стал для еврейского народа «учителем пророков».
Пророк Шмуэль учился у Эли Акоэна, принял от него знание Торы, помазал на царство двух первых царей в Израиле — царя Шауля и царя Давида — и заложил основание Храма, который позже возвел царь Шломо, произнеся следующие слова: «Тогда изрек Шломо: “Господь сказал, что будет обитать во мгле. Я построил Дом обитания, постоянное место для пребывания Твоего вовеки”»[6]. Царь Шломо основал Иерусалимский Храм, куда снизошло Божественное присутствие и на жертвенник спустился огонь с Небес. В дни пророка Шмуэля еврейский народ пришел к праведности, стал достоин чуда и обрел мир, благополучие и благословение.
Первый Иерусалимский Храм, возведенный царем Шломо, стоял 410 лет — до тех пор, пока грех народа Израиля не привел к его разрушению. Сын царя Шломо — Рехавам — соответствовал уровню своих отцов, однако его недостатки привели к исполнению в те дни пророчества [пророка] Ахии Ашилони — произошел раскол еврейского народа на две части. Сразу же начался закат Северного царства (Израильское царство), завершившийся исчезновением 10 колен в Ассирийском изгнании. Также и в Южном царстве (Иудея) произошло страшное бедствие: фараон Шишак захватил Иерусалим и забрал сосуды Иерусалимского Храма… Минуло всего лишь одно поколение, и в мироздании уже не стало Храма царя Шломо…
Пророк Йешаяу предупреждал о главной проблеме своего времени, когда начали проявляться первые признаки разрушения Храма: «И сказал Господь: когда приближается этот народ, своими устами и губами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною — заповедь, исполняемая по привычке (бездушно)»[7]. Царь Хизкияу был великим правителем Иудеи. Он почти стал Машиахом, когда мощнейшая армия Санхерива пала в результате небывалого чуда возле стен Иерусалима, но царь Хизкияу не вознес Песнь, и исторический процесс продолжается до сего дня.
Царь Менаше — сын царя Хизкияу и Хефци Ба — дочери пророка Йешаяу — был самым нечестивым царем Иудеи, правление которого зиждилось на трех основах: идолопоклонстве, разврате и кровопролитии. Менаше поместил в Иерусалимский Храм идола, из-за чего его стены покрылись четырьмя видами проказы. В его дни был запечатан окончательный декрет о разрушении Иерусалима, предании Храма огню и изгнании еврейского народа со Святой земли.
Царь Йеошияу — праведный царь Иудеи — привел еврейский народ к раскаянию, очистил и восстановил Храм. Однако, поскольку декрет о разрушении Иерусалима был окончательно подписан и запечатан на Небесах, царь Иудеи вынес из Святая Святых Ковчег Завета и сокрыл его в подземельях Храма, дабы он не попал в руки Вавилона и Рима и сохранился до прихода Машиаха в Конце дней. В его заслугу разрушение Храма не произошло при его жизни и было отложено на 22 года.
Пророк Ирмеяу заранее предупреждал о наступлении тьмы в мышлении и жизни людей после разрушения Первого Иерусалимского Храма: «Воздайте славу Господу, Богу вашему, пока еще не наступила тьма и ваши ноги не споткнулись о горы мрака; и вы будете надеяться на свет, но он превратится в тень смерти, обратится в непроглядную тьму.
Если же вы не послушаете… в тайных местах будет плакать Моя душа из-за вашего величия, и слезы прольются из глаз Моих, и глаза Мои изойдут слезами, ибо пленен народ Господа»[8].
Главным грехом, который привел к разрушению Первого Храма, было идолопоклонство — искажение восприятия действительности. Этот недостаток привел к разрушению Храма и препятствует его восстановлению до сего дня. Идолопоклонство проникает в самую суть человека. Все его постижения присоединяются не к истинной реальности, а к его ошибочному прочтению картины мира. Ведь невозможно строить верную духовную форму на искаженном фундаменте. Видению истинной картины мира учит наш праотец Яаков: «И вот, лестница стоит на земле, а ее вершина достигает Небес…»[9], «И преисполнился он трепета, и сказал: как страшно это место, не иначе как это — Дом Бога, и это — врата Небес!»[10]
Наше заблуждение начинается с того, что в своем воображении мы создаем иллюзорную картину мира, в центре которой находимся мы сами. Это приводит к идолопоклонству, искажающему всё наше видение. При таких условиях Божественный Храм не может существовать и претерпевает разрушение. Это — изгнание Б-га из сотворенного Им мира. А причина тому — грех: «Отучнело сердце народа этого, и отяжелели уши его, и глаза его отвращены, чтобы не увидел он своими глазами, и не услышал своими ушами, и не поняло сердце его, и не обратился бы он и не исцелился»[11]. Всевышний не может поместить Свое Божественное присутствие среди людей, лишенных духовной утонченности, ибо Его святилище — место высшей гармонии «.и в Его обители всё гласит о Славе»[12].
Талмуд повествует о том, как после разрушения Храма в Иерусалиме мужи Великого собрания, находясь в Вавилонском изгнании, устранили тягу к идолопоклонству, поскольку без раскрытия Божественного присутствия на земле люди уже не могли бы выстоять в этом тяжелейшем испытании: «Три дня и три ночи они провели в посте, и передали в их руки (устранение тяги к идолопоклонству). И она вышла как огненный лев из Святая Святых разрушенного Храма»[13].
Тяга к идолопоклонству вышла, как огненный лев, из Святая Святых. Но что она там делала? Очевидно одно: если она оттуда вышла — значит, там ее место. Дурное начало проникает в самую суть человека, заслоняет свет истины, искажает ясность мышления и делает нечистой душу. Эта страсть должна была покинуть духовную форму, выйти из того места, где она находится. Спасение и очищение от нее возможно исключительно благодаря обретению глубокого знания, соединяющего человека с истинной реальностью.
Наши мудрецы сказали, что человек, лишенный знания, сравним с тем, в чьи дни был разрушен Божественный Храм. Так из поколения в поколение мы всё больше погружаемся в мир лжи, противоречащий истинной реальности. В результате сегодня Дом Б-га разрушен, Его престол повален. Это означает, что Б-га здесь нет, Он больше не пребывает среди нас.
«Смилуйся над Ционом, ибо это Дом нашей жизни…» — место присоединения к истинной жизни. И об этом сказано: «С Циона — совершенства красоты — Б-г явился»[14]. Сегодня весь мир влачит существование без связи с источником жизни, устремляясь на поиски счастья в мире, где разрушен и сожжен огнем Божественный город, прежде воздвигнутый на горе Цион.
[1] Йеошуа 24:31.
[2] Шофтим 17:6.
[3] Шмуэль I 3:1.
[4] Шемот 25:8.
[5] Авот 2:8.
[6] Мелахим I 8:12-13.
[7] Йешаяу 29:13.
[8] Ирмеяу 13:16-17.
[9] Берешит 28:12.
[10] Берешит 28:17.
[11] Йешаяу 6:10.
[12] Теилим 29:9.
[13] Йома 69б.
[14] Теилим 50:2.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»