Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вселенная — книга Всевышнего. Комментарий на неё — Тора»Рабби Цадок а-Коэн из Люблина
Мистический и пророческий смыслы сна, который увидел Навухаднецар

«Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Огромный этот идол стоит перед тобой, и блеск его велик, и вид его ужасен. Вот этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди; ноги из железа, а ступни частью из железа, а частью из глины». (Даниэль 2:31-34)

Одним из главных первоисточников о развитии истории мира и о ду­ховной тьме, в которую всё человечество погрузится во времена правле­ния Рима — цивилизации Эдома, — является повествование, приведен­ное в книге Даниэля о сне Невухаднецара: «Во второй год царствования Невухаднецара (после разрушения Храма в Иерусалиме) снились Невухаднецару сны; и встревожился его дух, и сон бежал от него. И пове­лел царь созвать жрецов, и лекарей, и колдунов, и звездочетов, чтобы истолковать царю его сны. И пришли они, и стали пред царем»[1].

Комментаторы раскрывают нам, что царь Вавилона был страшно ис­пуган, увидев во сне весь исторический процесс развития человеческо­го общества. Этот сон вызвал у него ужас от того, как будут выглядеть люди в будущие эпохи и особенно в период Рима, в завершающем этапе которого мы живем сегодня. Однако, проснувшись утром, он совершен­но забыл свой сон. Но, понимая важность увиденного и осознавая, что ему — царю, подчинившему себе весь мир, — необходимо что-то пред­принять для его спасения, он созвал своих магов, чародеев и мастеров прикладного колдовства для восстановления его сна и его интерпрета­ции: «И сказал им царь: видел я сон, и встревожен дух мой тем, чтобы по­нять этот сон. И заговорили звездочеты с царем по-арамейски: жив будь, царь, вовеки! Поведай сон рабам своим, а толкование его мы скажем»[2].

Радак разъясняет: «Этот сон приходил к Невухаднецару каждую ночь»[3]. Малбим подчеркивает: «Страх и ужас охватывали его во вре­мя сна»[4]. Для решения этой проблемы Невухаднецар обратился за со­ветом к придворным чародеям. Они отличались глубокими знаниями, каждый в своей области: «И повелел царь позвать жрецов (постигших суть причинно-следственных связей), и лекарей (знающих, как теле­сные процессы влияют на восприятие человека), и колдунов (проник­ших в тайну времени), и звездочетов (изучающих влияние звезд на людей)…»[5] Абарбанель отмечает, что все они черпали свои силы из источников нечистоты, и потому их знания и постижения тайн были ограниченны.

Все они нисколько не сомневались в том, что смогут истолковать сновидение монарха, однако оказалось, что он забыл свой сон и потре­бовал от них его восстановить. «Отвечали звездочеты царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это царю, и потому ни один великий царь или властелин не требовал подобного от жреца, ле­каря или звездочета. А дело, о котором спрашивает царь, столь трудное, что никто, кроме богов, чье жилище не среди смертных, не откроет его царю. Вознегодовал царь, и сильно разгневался, и приказал истребить всех мудрецов Вавилона»[6].

Возникает вопрос: на какой правовой основе Невухаднецар потре­бовал от государственных чиновников оказания ему личных услуг и к тому же решил применить к ним высшую меру наказания из-за их неспособности раскрыть сокрытое? — Царь был абсолютно убежден в том, что толкование его сна было делом первостепенной государ­ственной важности, как в действительности и оказалось, поскольку его сон сохранился навеки, войдя в Священное Писание и обогатив челове­чество важнейшим знанием.

Сановники ответили монарху, что после разрушения Иерусалим­ского Храма в мироздании произошли принципиальные измене­ния, пропало небесное сияние, наступил мрак и завершилось проро­чество — и потому человек не может понять, что на душе ближнего. Невухаднецар повелел казнить придворных чародеев именно за то, что прежде они дали ему совет разрушить Божественную обитель на земле[7].

Даниэль обратился к Всевышнему, и Он раскрыл ему в ночном виде­нии сон Невухаднецара и дал его толкование: «Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Огромный этот идол стоит перед тобой, и блеск его велик, и вид его ужасен. Вот этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди; ноги из железа, а ступ­ни частью из железа, а частью из глины. Пока ты смотрел, сорвался ка­мень без помощи чьих-либо рук и ударил идола по ногам, что из железа и глины, и раздробил их»[8].

Услышав эти слова, Невухаднецар вспомнил свой сон и его толко­вание — видение о четырех царствах, которые будут править на земле до прихода Машиаха: Вавилон (золотая голова), Персия (серебряная грудь), Греция (медные чрево и бедра) и Рим (железно-глиняная нога)… Раскрыв Невухаднецару толкование его сна, Даниэль спас от смерти ва­вилонских чародеев.

Царь Вавилона понял, что увидел во сне процесс заката человеческо­го общества (переход от золота к железу с глиной). Но именно римская цивилизация — четвертое изгнание народа Израиля и образ человека тех дней — привела его в состояние ужаса: железная нога Эдома, попи­рающая духовные ценности, и глиняные вкрапления Ишмаэля, не спо­собного к интеграции в Эдоме, как глина, которая не присоединяется к железу.

Сказано в книге Даниэля: «А четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбива­ет всё, оно, как железо, которое всё сокрушает, всех разобьет и сокру — шит»[9]. В этом и заключается образ Рима, живущего тремя первона­чалами: идолопоклонством, развратом и кровопролитием. Железной пятой Рим попирает древние извечные ценности этого мира, что про­должается до сего дня, будучи хорошо сокрытым под лживой маской человеколюбия.

Маараль из Праги говорил о том, что четвертому царству было свой­ственно внутреннее опустошение, именно потому оно топтало все духовные ценности[10]. Малбим отмечает, что глиняными вкраплени­ями в железных ногах Эдомской цивилизации является Ишмаэль, ко­торый станет проникать в их страны, но не сможет в них прижиться, а по-прежнему останется таким, как его охарактеризовала Тора: «дикарь-человек»[11]. Тогда начнется период ассимиляции еврейского наро­да среди народов мира и ослабнет святость Израиля.

Продолжает книга Священного Писания: «А то, что ты видел ступни и пальцы частью из гончарной глины, частью из железа, это значит, что это царство будет разделено, а прочность железа его будет, как ты ви­дел, — железа, смешанного с гончарной глиной»[12]. Мидраш разъясняет, почему глина станет частью непрочной основы римской цивилизации: «Четвертое царство в будущем станет пользоваться глиняной (отвязан­ной от золотого запаса) валютой, и как она непрочна и хрупка, так же и царство будет непрочно и хрупко»[13].

На еврейский народ возложено пройти через четыре изгнания и со­хранить Божественный Завет, привести праведного Машиаха, чтобы он положил конец четырем нечестивым царствам, однако их испытания будут необычайно тяжелы. Гора, от которой оторвется камень, разби­вающий всё зло Эдома и восстанавливающий чистоту, красоту и гармо­нию, — гора Цион, о которой сказано: «Восхваляй, Иерусалим, Господа, прославляй Бога твоего, Цион»[14].

Тогда в Божественный город вернется была красота: «Прекрасней­ший видом, радость всей земли, гора Цион, склоны севера, град царя великого»[15].

Во времена Машиаха изменится облик всего человечества на земле, ибо перед глазами каждого раскроется истина: «И пойдут многие на­роды и скажут: давайте взойдем на гору Господа, в Дом Бога Яакова, и Он научит нас Своим путям, и мы пойдем стезями Его; ибо из Циона выйдет Тора, и слово Господа — из Иерусалима»[16]. Этим в Конце дней завершится исторический процесс, суть которого — раскрытие на всей земле Божественного присутствия: «И избавленные Господом возвра­тятся и придут в Цион с ликованием, и вечное ликование на их головах, веселье и радость они обретут, и отступят печаль и стенание»[17]!

В самом начале Римского изгнания, непосредственно перед тем, как потомки Эйсава разрушили Второй Храм в Иерусалиме, глава поколе­ния рабан Йоханан бен Закай передал знание Торы своему великому ученику — раби Элиэзеру бен Урканусу.


[1] Даниэль 2:1-2.

[2] Даниэль 2:3-4.

[3] Радак.

[4] Малбим.

[5] Даниэль 2:1-2.

[6] Даниэль 2:10-12.

[7] Раши 2:12.

[8] Даниэль 2:31-35.

[9] Даниэль 2:40.

[10] Беер Агола.

[11] Берешит 16:12.

[12] Даниэль 2:41.

[13] Мидраш Танхума, Трума, гл. 7.

[14] Теилим 147:12.

[15] Теилим 48:3.

[16] Йешаяу 2:3.

[17] Йешаяу 35:10.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В недельной главе «Тазриа» («Зачнет») изложены законы, определяющие состояние ритуальной нечистоты у человека Читать дальше