Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы

Содержание раздела

Б-г призывает евреев: «Будьте святы!» и сообщает заповеди, необходимые для достижения этой цели. Запрещается: поклоняться идолам; есть мясо жертвенных животных по прошествии установленного срока; воровать и грабить; отрицать факт воровства; нарушать клятвы; присваивать чужое имущество; задерживать плату наемного работника; ненавидеть и проклинать евреев (в первую очередь, своих родителей); сплетничать и злословить; ставить преграды перед слепым человеком, в прямом и переносном смысле; вершить неправый суд; бездействовать, когда евреи находятся в опасности; позорить ближнего и мстить ему; держать зло на ближнего. Нельзя также скрещивать разные виды животных и растений; носить одежду из смеси шерсти и льна; снимать урожай с деревьев в первые три года после их посадки; гадать и ворожить; сбривать бороду и волосы на висках; наносить себе порезы в знак траура и делать татуировки.

Повелительные заповеди: Б-г призывает евреев «бояться» своих родителей и почитать старших; оставлять часть урожая бедным; любить ближних – евреев и «пришельцев» (неевреев, искренне принявших иудаизм); съедать плоды четвертого года (после посадки дерева) в Иерусалиме; почитать Храм; уважать мудрецов и знатоков Торы. Перечислены наказания за сексуальные преступления. Тора требует от евреев вести себя «свято» в семейной жизни; запрещает подражать другим народам – иначе Б-г изгонит их из Эрец Исраэль; требует соблюдать кашрут, в первую очередь, как знак отделенности еврейского народа.

Суббота, невеста моя

В начале раздела Кдошим Тора в очередной раз призывает нас соблюдать шабат: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и шабаты Мои храните» (19:3).

Мы встречаем шабат гимном Леха доди, в котором называем ее (шабат на иврите женского рода) «невестой». В это время еврейский народ уподобляется жениху. Если жених почитает невесту, относится к ней трепетно, с любовью, он вправе ожидать щедрых подарков от ее отца.

Б-г и есть Отец шабата, и каждый еврей, почитающий шабат, становится ее женихом.

Вот почему в книге Берешит сказано: «И благословил Б-г день седьмой». Благословил в том смысле, что осыпал всевозможными благами тех, кто чтит этот день.

Поделись улыбкою своей…

«Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего» (19:18).

Вы проснулись с улыбкой на лице. Светит ласковое солнце, щебечут птицы. Вы принимаете новый день, как подарок. В подъезде вы встречаете соседа. «Доброе утро, Моше-дружище!» – приветливо говорите вы. «Лично я ничего доброго не вижу», – отвечает он, и вас как будто окатили ледяной водой. Улыбка еще держится на ваших губах, но скорее по инерции, и медленно-медленно угасает…

Тора запрещает нам мстить ближнему. Допустим, вы попросили у соседа электродрель, а тот отказал. Через неделю он пришел к вам за фонариком – у него погас свет. Вы не можете отказать ему за то, что он отказал вам. Ведь это и будет месть. Нельзя даже снисходительно ответить: «Ладно уж, дам тебе фонарик. Знай мою доброту». Этот вариант запрещен как «злопамятство».

Тут можно возразить: если мне нельзя мстить, то почему ближнему можно отказывать мне в помощи? Будь он отзывчивым человеком, и проблемы не возникло бы. Он же первый пожадничал, не дал мне дрель.

Не опускайтесь до его уровня. Того, кто «принципиально» не дает взаймы деньги и вещи, еврейская традиция считает безнадежным скупцом, асоциальным элементом. Тора обращается не к нему. Она боится, что его черствость и бездушие передадутся другим, распространятся, как зараза, что его плохой характер повлияет на соседа, погубит его душевную щедрость.

Даже если сосед обжег вас с утра злым, холодным взглядом, даже если он вечно хмур и неприветлив, не идите за ним вслед, не мстите, даже подсознательно. Гните свою линию. Улыбайтесь. Ведь улыбка тоже заразительна.

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?