Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Иерусалим был разрушен только за то, что в нем нарушали субботу. Почему Творец так строго относится к несоблюдающим заповедь?

Служение святого огня

Основной принцип качества святости — возвышение материи на уровень духовной категории, что связано со стихией огня: вознесение материального к духовному. «Ибо огонь — нематериальная вещь, поскольку у него нет материального тела, и потому нематериальную вещь аллегорически называют огнем» (Маараль, Сефер аТиферет). «И когда человек усиливает свои корни в святости, то стихия огня в его сердце возвышает его, чтобы идти по путям Творца, прилепляться к своему Корню. И это горит в нем ярким пламенем, он жаждет Торы и служения, как сказано: “Жаждет Тебя моя душа”, и написано: “О, всякий жаждущий, идите к воде”. И тогда стихия воды в мозгу человека пробуждается и взращивает для него правильный разум, для Торы и служения» (Нефеш аХаим).

Так выглядит человек, освящающийся пламенем служения: «Когда человек освящается святостью своего Творца, то даже его материальные действия становятся святыми в прямом смысле слова. Пример этому — поедание жертвоприношений священниками, что само по себе является повелительной заповедью, и сказали Мудрецы: “Священники едят, а принесшие жертву — получают искупление”. …Еда и питье, которые употребляет святой человек, как будто приносятся на жертвенник… Мудрецы Торы, святые в своих путях и деяниях, подобны Храму и жертвеннику» (Месилат йешарим 26). Такова сущность еды в субботу и заповеди получать наслаждение в этот день.

Постоянный огонь, горящий на жертвеннике, усиливается в святую субботу, поскольку это — огонь святости, корень которого — субботний день.

Возвышенное достоинство этого святого огня убирает огонь качества Суда и не дает ему действовать, поскольку его сущность в корне своем исправляет цель огня Суда. И об этом сказали Мудрецы: «Есть огонь, пожирающий огонь. Он поедает и уничтожает его, поскольку есть огонь, который сильнее огня» (Зоар 1, 50).

Это объясняют так: «Написано (Шмот 35:3): “Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний” — в чем причина? Чтобы не показывать Суд в этот день. А если скажешь: А ведь для Всевышнего поднимается (всесожжение на жертвеннике в огне)? “Во всех ваших поселениях” сказано, а не для Всевышнего. И тот огонь, что поднимается для Всевышнего — для покрытия другого огня поднимается, как мы учили “есть огонь, пожирающий огонь”» (Зоар 2, 89).

Разберемся подробнее. Цель «огня» качества Суда — это очищение человека и мироздания от примесей, от категории зла, и установление и укреплении их в правильном и исправленном порядке. Однако в субботний день святой народ освящается его святостью, и они поднимают и возвышают огнем святости все мироздание — включая его материальный аспект. Эта святость объединяет своим совершенством духовное и материальное, чтобы они вновь прилепились к святому корню реальности. Когда этот святой огонь пылает, нет нужды в огне качества Суда. В корне данного вопроса заложено, что в субботу светит тот «день, что весь суббота», когда зло будет аннулировано в мире, и тогда качество Суда не будет потребно, и все мироздание будет «услащено пламенем милосердия».

«Пожар бывает только в месте, где оскверняется суббота» (Шабат 119)

«Иерусалим был разрушен только за то, что в нем нарушали субботу». «Писание поставило в зависимость разрушение Храма только от нарушения субботы, как сказал Ирмияу (17:21-27): “Так сказал Господь: Берегите души ваши и не носите ноши в день субботний, и не вносите в ворота Йерушалаима. И не выносите ноши из домов ваших в день субботний, и не делайте никакой работы, а святите день субботний, как заповедал Я отцам вашим… А если вы не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить ноши, входя в ворота Йерушалаима в день субботний, то зажгу Я огонь в воротах его, и пожрет он дворцы Йерушалаима, и не погаснет”» (Рабейну Бехайе).

И объясняет Маараль: «Следует знать, что всякая святая вещь, которая профанируется, как например трума, ставшая ритуально нечистой, должна быть сожжена. И потому мясо жертвоприношений, которое стало негодным, сжигается, и дочь коэна, изменившая мужу, оскверняет своего отца и заслуживает казни огнем. Причина этого в том, что святость уподоблена огню, и потому объекты нижнего мира, материальные, могут присоединиться ко всем стихиям, кроме огня, и как сказали (Сота 14): “За Господом Богом идите… и к Нему прилепляйтесь”… А разве возможно человеку прилепиться к Божественному Присутствию, — ведь написано: “…ибо Господь, Бог твой, — огонь пожирающий”, и поскольку Он — “огонь пожирающий”, Он свят и отделен от всех обитателей нижнего мира, которые не смогут соединиться с огнем. И потому правильно, что святая вещь, потерявшая свою святость, сжигалась в огне. Поэтому, когда люди не соблюдают и оскверняют святой субботний день, подобает, чтобы они получили возмездие пожаром».

Маараль объясняет подробнее: «И еще следует знать, что святая вещь, когда она оскверняется, должна быть судима огнем, вследствие силы и мощи, которые есть у огня, как написано (Дварим 4): “…ибо Господь, Бог твой, — огонь пожирающий, Бог ревнивый”. А святая вещь, вышедшая из своей святости, судится наиболее суровым качеством Суда. И известно знающим Мудрость, что качество Суда внизу — слабое, а качество Суда вверху — суровое, ибо в материальных обитателях нижнего мира нет сурового качества Суда, а святые вещи, обладающие святостью из высшего мира, судятся огнем, он же — суровое качество Суда, ибо нет суровее огня».

Не будет в тебе чуждого бога

«Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний, и даже в теле. А что это за геенна в теле? Это печень, в которой желчь (гнев), которая и есть геенна, смертельный яд чуждого бога, меч ангела смерти… И необходимо не возбуждать печаль и ссору со стороны желчи» (ТикунейЗоар).

Раби Цадок аКоэн разъясняет: «Дело в том, что все три нечистые оболочки: зависть, вожделение и тщеславие, называются “огнем”. К примеру, о зависти и гневе написано: “…и ярость горела в нем”. Они — оболочки Эсава, отбросы Ицхака, который является огнем суровости, относящимся к святости. И о вожделении также сказано (Ошеа 7): “Все они развратничают, как горящая печь…” Это — оболочка Ишмаэля, отбросы святого качества Хеседа (милости), которое персонифицировалось в нашем праотце Аврааме. Относительно любви мы также находим в Песне Песней: “Великие воды не смогут потушить любви… угли ее — угли огня, пламень Господень”. И отбросы, чуждые качества и привязанности, также называются огнем… Это относится и к гордыне, как известно, что огонь поднимается вверх…».

Нам заповедано воздерживаться от зажигания этого огня, в особенности в субботний день: «Все виды огня — ведь все эти три оболочки называются огнем дурного начала в человеке, а также пламя Геенны, которое также есть огонь дурного начала — все они аннулируются в субботу, как написано в Зоаре: “И все виды иного огня сокрыты и спрятаны в день субботы”» (р.Цадок аКоэн). А святой огонь служения горит ярче всего именно в этот святой день.

И даже от гнева, связанного со святостью, следует воздерживаться, как учили нас каббалисты: «Есть определенные дни, когда качества суровости не действуют, и люди не нуждаются в них… тогда не время использовать эти жесткие качества. Например, в субботу, когда мир “услащается” в тайне субботнего наслаждения, и не судят в субботу…» (Томер Двора 2).

«Ибо субботний день должен весь быть в приятстве и милости, в мире и великой любви, ибо даже злодеи в геенне покоятся в субботу. И поэтому выказывать гнев в субботу — двойное преступление. Стих “Не зажигайте огня во всех ваших поселениях в день субботний” — это знак: не зажигайте огонь спора, гнева и ярости» (Шней лухот аБрит).


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше