Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек должен любить работу и не презирать труд… Как Тора дана в завете, так работа дана в завете.

Тематика данного эссе

«Шесть дней работай и делай все занятия свои, а седьмой день — суббота Г-споду, Б-гу твоему» (Шмот 20:9). «Шесть дней делай свои дела, а в седьмой день воздерживайся от работы» (Шмот 23:12). «Шесть дней работай, а в седьмой день воздерживайся от работы» (Шмот 34:21). «Шесть дней делай свою работу, а в седьмой день — суббота, праздник, священное собрание» (Ваикра 23:3). «Шесть дней работай и делай все занятия свои, а седьмой день — суббота Г-споду, Б-гу твоему» (Дварим 5:12).

Стоит задуматься о том, почему заповедь о воздержании от работы в субботу всегда появляется вместе с «заповедью» работать в будние дни. Нужно понять две вещи:

1. Суть предписания работать в будние дни.

2. Взаимообусловленная связь между предписанием работать в будни и заповедью отдыхать в субботу.

Завет работы

«Шмайя говорит: Люби труд… Каким образом? Человек должен любить работу и не презирать труд… Как Тора дана в завете, так работа дана в завете, как сказано: “Шесть дней работай и делай все занятия свои, а седьмой день — суббота Г-споду, Б-гу твоему…” Раби Шимон бен Элазар говорит: Даже Адам не вкусил ничего прежде, чем сделал работу, как сказано: “…и поместил его в саду Эдемском, чтобы обрабатывать ее и хранить ее”, и лишь после этого: “От всякого дерева сада ешь”. Раби Тарфон говорит: Всевышний тоже не расположил Свое Присутствие на Израиле, пока они не проделали работу, как сказано (Шмот 25:8): “…И сделаете Мне святилище, и Я буду пребывать среди вас”» (Авот, Авот дераби Натан).

И не только, когда речь идет о постройке Храма или о работе Первого человека, и не только, когда человеку необходимо пропитание. Даже когда «нет у человека работы — чем ему заняться? Если есть у него разбитый двор или разбитое поле, пусть пойдет и займется им, как сказано: “Шесть дней работай и делай все занятия свои” (там же).

Необходимо разобраться: что это за “завет работы” и “работа как самоцель”?

Еще одно удивительное высказывание

“Тот, кто наслаждается плодами рук своих, более велик, чем богобоязненный. Ведь о богобоязненном написано: “Счастлив муж, боящийся Господа”, а о наслаждающемся плодами своих рук написано: “Труды рук своих, когда будешь вкушать — счастлив ты и хорошо тебе!” (Псалмы 128) — счастлив ты в этом мире, и хорошо тебе в Грядущем мире. А по поводу богобоязненного не сказано “…и хорошо тебе” (Брахот 8). Это высказывание кажется странным: как может пожинающий плоды своих рук быть более великим, чем богобоязненный? И как случилось, что о богобоязненном не сказано “и хорошо тебе”, подразумевая Грядущий мир?!

В данном эссе мы рассмотрим вопросы работы в будние дни, форму служения дня субботнего, и как они соотносятся между собой. Тогда на вышеназванные вопросы будут найдены исчерпывающие ответы.

Ибо человек рождается для труда (Ийов 5:7)

“Сказал раби Элазар: “Человек создан для труда, ибо сказано (Ийов 5): “Человек рождается для труда”. Но из этого стиха не следует, для какого труда: устами или ремеслом? Но из другого стиха (Притчи 16): “Ибо утруждает им (трудом) уста”, — я выясняю, что человек сотворен трудиться устами. Однако я по-прежнему не знаю, сотворен ли он для изучения Торы или для простой беседы. Но из стиха (Йеошуа 1): “Да не отойдет эта книга Торы от твоих уст” я узнаю, что он был сотворен для труда изучения Торы” (Санедрин 99).

Эти слова Гемары выглядят странно, если понимать их буквально. Ясно, что этого делать нельзя! Наши Учителя пространно объясняют данный вопрос, и краткое содержание их слов таково: Труд ремесла — это практическое выполнение заповедей. Труд беседы — это молитва, как сказали (Брахот 26): “Беседа (о которой говорится в Писании) есть не что иное, как молитва”. Но Гемара объясняет, что человек сотворен, прежде всего, для труда изучения Торы.

Несомненно, человек создан для этих трех видов труда, но Мудрецы объяснили нам степень важности каждого из них. В действительности, и простой труд, для тех, кто не имеет отношения к трем видам духовного труда, обладает ценностью, как сказано в Мишне: “Всякий, кто не знает ни Писания, ни Мишны, и не занимается земными делами — не принадлежит к цивилизованному обществу” (Кидушин 40).

Понятно, что “земные дела” здесь — заселение мира, чтобы у праведника были необходимые средства для служения Творцу. Как писал Рамбам: “Поскольку человек нуждается во множестве вещей… И даже за время жизни Мафусаила он не мог бы изучить все ремесла, которые были бы необходимы для их создания. А когда бы он нашел время для изучения и приобретения мудрости?! Потому и существуют другие люди, чтобы производить все действия, в которых нуждается страна. Чтобы мудрец нашел удовлетворение своих потребностей уже приготовленным, и земля населялась, и мудрость была доступна” (Предисловие к комментарию на Мишну).

Служа праведнику, даже те, кто занимается земными делами, возвышаются и присоединяются к цели и замыслу Творения. “Ибо великое возвышение для всех людей — обслуживать совершенного человека, освященного святостью Творца” (Месилат йешарим). Как сказали Мудрецы: “Что означает стих Писания: “Ибо это — весь человек” (Коэлет 12:13)? Весь мир создан только для того, чтобы служить компанией богобоязненному человеку” (Брахот 6) — «развеять скуку и уныние его одиночества” (Рамбам).

Рамбан в комментарии на раздел Ноах объясняет, что понятие завет, брит, происходит от слова брия, сотворение чего-то заново. Труд работы творит саму форму человека. Этот принцип заложен в само слово «человек” — Адам. «А теперь нужно спросить: Разве все остальные сущие не из земли произошли, чтобы именно человек назывался Адам из-за создания его из земли (адама)? Но сущность человека более других относится к земле, поскольку земля отличается тем, что обладает потенцией и способностью реализации всех вещей (перевода из потенциального состояния в реальное)… Таков и человек: в нем есть потенция, и он реализует свое совершенство. И потому подобает, чтобы его имя Адам было связано с землей (адама) (Маараль, Сефер аТиферет).

Имя Адам указывает на переход из потенциального состояния в реальное, и этот переход происходит посредством труда.

Совершенство в себе

“Сказал Разум: Мы теперь должны понять, откуда в человеке находится сила для восполнения своих недостатков, раз он создан несовершенным?” Этот вопрос задает Рамхаль в начале книги Даат твунот. Ведь Мюнхгаузен не может вытащить сам себя из болота за волосы, и как же в силах человека подняться над своим положением?! В ответ на этот вопрос Рамхаль объясняет: “Дело в том, что душа в своей реальности и корне весьма велика, но чтобы она вошла в тело, Всевышний умаляет ее свет и силу, и оставляет ей только ту меру, что подобает для тела в материальном мире… и в ее руках возможность возвышаться от одной духовной ступени до другой, до ее высшей мощи в соответствии с совершенством ее деяний”.

Таким образом, совершенство человека — уровень его души — находится в нем еще до работы над собой. Его совершенство в нем — в потенции. Нечто подобное можно сказать и о его части в Торе, которая дается ему еще до рождения: “…Свеча горит над головой (младенца в утробе матери), и он смотрит и глядит от одного конца мира до другого… и обучают его всей Торе… Когда же он выходит на свет, приходит ангел и бьет его по губам, и он забывает всю Тору…” (Нида 30). Труд изучения Торы, которым человек занимается в дни его жизни, заключается в том, чтобы опять соединиться со своей частью в Торе, той частью, что является корнем его души: с той Торой, которую он получил в утробе матери.

Цель человека — труд

Итак, мы выучили: совершенство человека и его часть в Торе находятся с ним, а от него требуется труд — только он может реализовать их. “Об этом и сказал Рава: Все тела созданы для труда; счастлив тот, кто трудится в Торе” (Санедрин 99).

Мудрецы объясняют этот принцип посредством следующей аллегории: “Сказал рав Леви: Хозяин нанял рабочих наполнить водой дырявые бочки. Сказал глупец: Что пользы? Я заливаю сюда, а она выходит оттуда. А умный сказал: Разве я не получаю от хозяина плату за каждую бочку?! Так глупец говорит: Я учу Тору и забываю ее, что пользы? А умный говорит: Разве Всевышний не дает мне награду за труд?” (Шир аШирим раба 5:11).

Мудрецы выразились так: “Трудился и нашел — верь” (Мегила 6). Достижение рассматривается как находка, но основной акцент делается на труде. Ведь находка дается — и уже дана — человеку с небес. Известен комментарий Хафец Хаима на молитву об изучении Торы: “Эти (изучающие Тору) бегут и получают награду, а те (занимающиеся мирскими делами) бегут и не получают награды” (Брахот 28): мы получаем награду за сам бег. Это награда, не обусловленная успехом; труд изучения Торы и есть самоцель, — в нем самом заложена награда.


Начиная с раннего возраста, дети приступают к изучению Хумаша с Раши, продолжая на протяжении всей жизни раскрывать все новые и новые глубины в этом комментарии. Комментарии Раши переведены на множество языков, в том числе и на русский. Но почему именно эти комментарии сегодня считаются основными комментариями к Торе? Попробуем разобраться в этом материале. Читать дальше