Из цикла «Знание Субботы», темы: Сфирот, Цель творения, Суббота, Рав Эуд Авицедек
«Ибо прекращение действия и прерывание указывает на законченность, завершение и совершенство. И поскольку Всевышний прекратил работу, в Его действии есть завершение и полнота» (Сефер Тиферет 40).
«Если мы проанализируем работу стеклодува, то найдем в ней три аспекта. Первый — когда воздух находится внутри его рта и еще не вошел в трубку, его можно назвать только дыханием (נשימה). Второй аспект: когда воздух идет по трубке, как по прямой линии. Тогда он называется духом (רוח). Третий же аспект — когда дух выходит из трубки в стекло и распространяется в нем, пока не становится сосудом по желанию стеклодува. Тогда он “заключает” свой дух в стекле, и тот становится נפש (душой изделия), слово однокоренное с понятиями покоя и отдыха (לנפוש)». (Нефеш аХаим 1:15).
В этих словах Нефеш аХаим нам раскрывается порядок ступенчатого нисхождения воли Всевышнего при сотворении меры роста человека — «образа Б-га», сверху вниз — высшая душа (нешама), дух (руах), низшая душа (нефеш). Таков порядок и в отношении всеобщей формы мироздания. Ее ступенчатое нисхождение, начиная со скрытого мира эманации, чтобы быть сотворенной, созданной и сделанной до полного окончания, и есть «отдых»: шабат от слова швита (прекращение работы, отдохновение). В субботу воля Всевышнего достигла цели. Мироздание было завершено, чтобы полностью стать орудием для раскрытия славы и царства Творца. Так выглядит первый процесс «отдохновения».
Когда линия этого процесса достигает своей цели, начинается обратный процесс: возвращение к своему корню, к источнику, из которого он вышел. «В день субботы, Малхут, который находится внизу, скрытая точка, поднимается наверх в мире Ацилут, а то, что он был точкой, — скрывается. Сейчас Малхут распространяется своим светом, и все дни скрываются нем, а она своим великим светом покрывает их» ( Шней лухот аБрит). У этого внутреннего процесса нет явного выражения, — ведь его суть духовна: поднятие содержания миров к их корням. Но таков один из смыслов понятия Шабат (שבת) — возвращение ((שבה к корню.
Чтобы объяснить этот второй процесс, мы возвращаемся к аллегории из книги Нефеш аХаим, о мастере-стеклодуве, производящем сосуд: «…а в день субботний покоился и отдыхал» — слово отдохновение (נופש) происходит от слова дух (נפש) [так оно и в русском языке — прим.перев.] — человек переводит дух после тяжелой работы» (Раши). Раби Цадок аКоэн объясняет подробнее: «Шесть дней — это дни действия и само здание. А седьмой день — это завершение здания. В этот день — “покоился и отдыхал”, подобно человеку, окончившему свою работу и переводящему дух. Это и есть ее завершение. Выходит, что упокоение есть последнее, завершающее действие». Это и есть второй процесс отдохновения: возвращение внутренней сути мироздания к своему корню: «Святость субботнего дня в том, что миры возвышаются, и Всевышний притягивает их к Себе» (раби Цадок аКоэн).
В субботу все силы мироздания и их ответвления возвращаются, чтобы вознестись к своим корням. Конечное действие снова соединяется с изначальным замыслом. Малхут раскрывается и возвышается надо всем. Он венчает все мироздание, и Трон Славы возносится в совершенстве.
«В день седьмой Он возвысился и воссел на Трон Славы Своей».
«Ворота внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты в шесть рабочих дней, а в день субботний откроются» (Йехезкель 46:1).
«Вкратце смысл в том, что внутренний двор — это свет мира Ацилут. И он закрыт в шесть рабочих дней, а в день Субботы — открывается» (Шла).
Когда все мироздание вновь приобщается к своему источнику, тогда изобилие света святости и благословения наполняет его и изменяет его вид: «Материальные сотворенные орудия, такие как солнце, луна и звезды, земля и населяющие ее — все меняется в субботний день, и все они наполняются светом святости субботы» (Молитвенник раби Моше Кордоверо). «Ведь он — предвечный свет, который был в предвечный день, ибо в субботний день светят только свечения этого света» (Зоар).
Когда все находится в исправленном и совершенном состоянии, в мире пребывает радость, и мироздание воспевает своего Творца: «Когда рассветает день в субботу, радость распространяется по всем мирам с покоем в радости — “Небо рассказывает славу Б-га”. “Покой наверху и покой внизу” (Зоар).
Тот, кто знает, что человек — микрокосм, и все, что происходит в мироздании, случается и с образом человека, должен усвоить это постижение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Это может возвысить его служение в святой субботний день. И хотя возвышение духовных миров никак не выражается в материальном мире, святой народ знает, что действительность именно такова: “Хотя реальность сотворенных существ не изменяется, но, несмотря на это, их душа прибавляется в них, и они получают дополнительное возвышение, ибо по уровню души — уровень человека. Но их тело не изменяется; в этом и заключается суть “дополнительной души”, которая дается человеку” (Рамхаль, Клаль Питхей Хохма).
Здесь мы видим дополнительный, более глубокий смысл слов Писания: “покоился и отдыхал (שבת וינפש)”: после того, как реальность вернулась к своему корню (на что намекает слово שבת, от שבה — возвращение), Всевышний посылает дополнительную душу (на что намекает слово וינפש, однокоренное с נפש — душа). “…А в день седьмой — покоился и отдыхал… имеется в виду, что в субботний день Всевышний сотворил душу мира… и послал изобилие жизненной силы всем сотворенным” (Ор аХаим, Берешит 2:3). В этом и заключается возвышенное постижение, обретенное нами в начале стиха: “Ибо шестью днями сделал Г-сподь…”, как сказал Ор аХаим, которого мы привели в начале эссе: “… в момент творения Всевышний создал энергию в мире только на шесть дней… и сотворил Всевышний один день, в который Он снова дает душу миру для существования в течение еще шести дней…”.
Это и есть круговой порядок — полная мера дней: “Выходит, что все шесть дней действия есть ответвления субботы… потому неделя также называется “Шабатом”… Ибо они — ответвления, которые возвращаются к субботе и всегда начинаются заново…” (Шла)
Теперь у нас есть понимание вопроса, который мы задали выше: как суббота, последняя в развитии дней, становится их главой и дает им благодать и благословение? Это Царица-суббота возвращается и возносится главой надо всеми. Она возвышается в седьмой день, будучи венцом всего мироздания. Поймите все это хорошенько.
«Ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой покоился и отдыхал».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?