Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Можно ли сравнить Творца со стеклодувом? О ступенчатом нисхождении души.

«Ибо прекращение действия и прерывание указывает на законченность, завершение и совершенство. И поскольку Всевышний прекратил работу, в Его действии есть завершение и полнота» (Сефер Тиферет 40).

«Если мы проанализируем работу стеклодува, то найдем в ней три аспекта. Первый — когда воздух находится внутри его рта и еще не вошел в трубку, его можно назвать только дыханием (נשימה). Второй аспект: когда воздух идет по трубке, как по прямой линии. Тогда он называется духом (רוח). Третий же аспект — когда дух выходит из трубки в стекло и распространяется в нем, пока не становится сосудом по желанию стеклодува. Тогда он “заключает” свой дух в стекле, и тот становится נפש (душой изделия), слово однокоренное с понятиями покоя и отдыха (לנפוש)». (Нефеш аХаим 1:15).

В этих словах Нефеш аХаим нам раскрывается порядок ступенчатого нисхождения воли Всевышнего при сотворении меры роста человека — «образа Б-га», сверху вниз — высшая душа (нешама), дух (руах), низшая душа (нефеш). Таков порядок и в отношении всеобщей формы мироздания. Ее ступенчатое нисхождение, начиная со скрытого мира эманации, чтобы быть сотворенной, созданной и сделанной до полного окончания, и есть «отдых»: шабат от слова швита (прекращение работы, отдохновение). В субботу воля Всевышнего достигла цели. Мироздание было завершено, чтобы полностью стать орудием для раскрытия славы и царства Творца. Так выглядит первый процесс «отдохновения».

Когда линия этого процесса достигает своей цели, начинается обратный процесс: возвращение к своему корню, к источнику, из которого он вышел. «В день субботы, Малхут, который находится внизу, скрытая точка, поднимается наверх в мире Ацилут, а то, что он был точкой, — скрывается. Сейчас Малхут распространяется своим светом, и все дни скрываются нем, а она своим великим светом покрывает их» ( Шней лухот аБрит). У этого внутреннего процесса нет явного выражения, — ведь его суть духовна: поднятие содержания миров к их корням. Но таков один из смыслов понятия Шабат (שבת) — возвращение ((שבה к корню.

Чтобы объяснить этот второй процесс, мы возвращаемся к аллегории из книги Нефеш аХаим, о мастере-стеклодуве, производящем сосуд: «…а в день субботний покоился и отдыхал» — слово отдохновение (נופש) происходит от слова дух (נפש) [так оно и в русском языке — прим.перев.] — человек переводит дух после тяжелой работы» (Раши). Раби Цадок аКоэн объясняет подробнее: «Шесть дней — это дни действия и само здание. А седьмой день — это завершение здания. В этот день — “покоился и отдыхал”, подобно человеку, окончившему свою работу и переводящему дух. Это и есть ее завершение. Выходит, что упокоение есть последнее, завершающее действие». Это и есть второй процесс отдохновения: возвращение внутренней сути мироздания к своему корню: «Святость субботнего дня в том, что миры возвышаются, и Всевышний притягивает их к Себе» (раби Цадок аКоэн).

В субботу все силы мироздания и их ответвления возвращаются, чтобы вознестись к своим корням. Конечное действие снова соединяется с изначальным замыслом. Малхут раскрывается и возвышается надо всем. Он венчает все мироздание, и Трон Славы возносится в совершенстве.

«В день седьмой Он возвысился и воссел на Трон Славы Своей».

«Ворота внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты в шесть рабочих дней, а в день субботний откроются» (Йехезкель 46:1).

«Вкратце смысл в том, что внутренний двор — это свет мира Ацилут. И он закрыт в шесть рабочих дней, а в день Субботы — открывается» (Шла).

Когда все мироздание вновь приобщается к своему источнику, тогда изобилие света святости и благословения наполняет его и изменяет его вид: «Материальные сотворенные орудия, такие как солнце, луна и звезды, земля и населяющие ее — все меняется в субботний день, и все они наполняются светом святости субботы» (Молитвенник раби Моше Кордоверо). «Ведь он — предвечный свет, который был в предвечный день, ибо в субботний день светят только свечения этого света» (Зоар).

Когда все находится в исправленном и совершенном состоянии, в мире пребывает радость, и мироздание воспевает своего Творца: «Когда рассветает день в субботу, радость распространяется по всем мирам с покоем в радости — “Небо рассказывает славу Б-га”. “Покой наверху и покой внизу” (Зоар).

Тот, кто знает, что человек — микрокосм, и все, что происходит в мироздании, случается и с образом человека, должен усвоить это постижение на интеллектуальном и эмоциональном уровне. Это может возвысить его служение в святой субботний день. И хотя возвышение духовных миров никак не выражается в материальном мире, святой народ знает, что действительность именно такова: “Хотя реальность сотворенных существ не изменяется, но, несмотря на это, их душа прибавляется в них, и они получают дополнительное возвышение, ибо по уровню души — уровень человека. Но их тело не изменяется; в этом и заключается суть “дополнительной души”, которая дается человеку” (Рамхаль, Клаль Питхей Хохма).

Здесь мы видим дополнительный, более глубокий смысл слов Писания: “покоился и отдыхал (שבת וינפש)”: после того, как реальность вернулась к своему корню (на что намекает слово שבת, от שבה — возвращение), Всевышний посылает дополнительную душу (на что намекает слово וינפש, однокоренное с נפש — душа). “…А в день седьмой — покоился и отдыхал… имеется в виду, что в субботний день Всевышний сотворил душу мира… и послал изобилие жизненной силы всем сотворенным” (Ор аХаим, Берешит 2:3). В этом и заключается возвышенное постижение, обретенное нами в начале стиха: “Ибо шестью днями сделал Г-сподь…”, как сказал Ор аХаим, которого мы привели в начале эссе: “… в момент творения Всевышний создал энергию в мире только на шесть дней… и сотворил Всевышний один день, в который Он снова дает душу миру для существования в течение еще шести дней…”.

Это и есть круговой порядок — полная мера дней: “Выходит, что все шесть дней действия есть ответвления субботы… потому неделя также называется “Шабатом”… Ибо они — ответвления, которые возвращаются к субботе и всегда начинаются заново…” (Шла)

Теперь у нас есть понимание вопроса, который мы задали выше: как суббота, последняя в развитии дней, становится их главой и дает им благодать и благословение? Это Царица-суббота возвращается и возносится главой надо всеми. Она возвышается в седьмой день, будучи венцом всего мироздания. Поймите все это хорошенько.

«Ибо шестью днями сделал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой покоился и отдыхал».


Происхождение жизни

Доктор Джеральд Шредер

Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?

Археология по следам Традиции

Рав Пинхас Шнайдер

Археологические данные подтверждают еврейскую традицию

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Сколько звезд в созвездии «Кима»?

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Данные Талмуда о числе звёзд в созвездии «Кима» («Плеяды») решительно противоречили очевидности - наблюдениям того времени, когда Талмуд был закончен. Откуда мудрецы получили эти сведения - более полутора тысяч лет назад, без соответствующих оптических приборов?

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Слышит ли зародыш голоса извне?

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Великий комментатор Раши написал в комментарии к Мишне: "Ребенок в ее чреве обоняет запах еды и хочет ее". Спустя многие сотни лет исследования ученых подтвердили верность умозаключений еврейского мудреца и доказали, что в животе матери плод чувствует запахи, слушает музыку и получает удовольствие от тактильного общения со своими будущими родителями.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?