Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрость трепета дарует человеку способность противостоять дикарской сути его природы, свойственной каждому от рождения

«Горе навлекающим на себя грех нитями суеты и вину — тележными канатами»[97]

Мудрость трепета дарует человеку способность противостоять дикарской сути его природы, свойственной каждому от рождения, и поднимает его на сражение с мощной и непокорной силой его естества, стараясь подчинить его разуму. В этой войне у нас мало помощников, да и наши силы тают, а буйная мощь злого начала все больше довлеет над нами. И кроме духовной стойкости, столь необходимой для усмирения своей природы, людям надо научиться распознавать ухищрения дурного побуждения, цель которого — завлекать людей в ловушку, подготовленную каждому с учетом его личных особенностей. В Теилим об этом сказано: «Когда изнемогает во мне дух мой, — а Ты ведь знаешь мою стезю — на моем пути ставят они ловушку для меня»[98]. Поэтому нужно противостоять хитростям дурного побуждения, соответствующим наиболее уязвимым качествам нашей души, в чем и заключается мудрость Мусара.

Приведенное разъяснение раскрывает смысл слов книги Зоар: «Если ты захочешь постичь раздел мудрости, то вначале изучи главу глупости, чтобы из нее извлечь мудрость»[99]. В этом и состоит суть Учения Мусар: пути трепета — это «раздел мудрости», а пленение в оковах естества — «глава глупости». Тора нас предупреждает: «Ибо слово Г-спода он презрел и заповедь Его оставил, истребится непременно душа та, грех ее на ней»[100].

Дурное побуждение сулит нам временные преходящие, но весьма привлекательные для человека соблазны, чтобы заставить его свернуть с пути разума и ясного понимания в сторону от исполнения воли Творца. Это непримиримая и страшная война. Сколько сил и мужества требуется для сражения со столь могущественным и ухищренным врагом! Приблизить себя к служению Творцу можно лишь после того, как человек заставит тяжело трудиться свой разум и исполнять Б-жественные заповеди и законы Торы.

Только изучение Мусара из основополагающих изречений наших мудрецов является лекарством, с помощью которого мы можем излечить свои раны и смирить дурное побуждение. Об этом говорили наши мудрецы: «Я сотворил дурное побуждение и даровал Тору как лекарство»[101]. Мусар обладает величайшей ценностью, поскольку приводит к трепетному исполнению всех заповедей Торы, и «другая сторона» — дурное побуждение — об этом хорошо знает. Поэтому в обычае зла всегда склонять человека к пренебрежению этим Учением, принижая его ценность в его глазах.

Согласно воле Б-га, предназначение человека — примирить неразрывно связанные между собой душу и тело и привести их к полной гармонии друг с другом. Замысел Всевышнего состоит в том, чтобы испытать людей в их борьбе с дурным побуждением и в результате даровать им благо. Эту сложнейшую работу может осуществить только душа — часть Б-га свыше. Душа содержит в себе все добро, но пока она заключена в теле, ее влияние может и не проявляться. Лишь долгим и тяжким трудом человек реализует возможности своей души с помощью разума через органы чувств, охраняя и оберегая ее: «Лишь отвратишь от него (Учения) свои глаза — и нет его, ибо оно сделает себе крылья, как у орла, и воспарит в небо»[102]. Ведь, пребывая в теле, душа не находится в своем мире, она заключена в нем против воли, и ее необходимо бережно охранять.

Причина греха заключается во влекущем зове дурного побуждения: «И сказал Г-сподь Моше: Я увидел этот народ, и вот — это народ жестоковыйный»[103]. Тора подчеркивает, что еврейский народ не любит увещевания в той мере, которая 0+0.


[97] Йешаягу 5:18.

[98] Теилим 142:4.

[99] См. Зоар, гл. Тазриа.

[100] Бемидбар 15:31.

[101] Кидушин 30б.

[102] Мишлей 23:5.

[103] Шмот 32:9.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Как и любое испытание в жизни, бедность — это средство, которое призвано помочь духовному росту человека. Но почему одним дается такое испытание — бедностью — а другим нет? Не лучше ли для него было бы испытание богатством? Читать дальше