Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Иштадлут, Провидение, Упование, Рав Хаим Бурштейн, Вера, Мусар, Качества Творца
«Уповающие на Г-спода обретут новые силы»[104]
Всевышний близок к каждому человеку, а в особенности к Своему избранному народу, и никогда его не оставит, поэтому «мы не устыдимся того, что на Тебя уповали»[105]. Ведь «Счастлив человек, который не забудет Тебя, обращающийся к Тебе никогда не споткнется, и никогда не будут опозорены все полагающиеся на Тебя»[106]. Из этих стихов Писания однозначно следует, что если человек не развивает в себе упование на Творца, он, упаси Б-г, будет постоянно претерпевать унижение. Но если мы будем всецело полагаться на Него, Он навечно станет для нас прибежищем и укрытием. Ведь как иначе жить человеку в этом сложном мире, сокровенных тайн которого он не в состоянии постичь? «Много помыслов в сердце человека, но замысел Г-спода — исполнится»[107].
Учение Мусар наделяет нас знанием о том, что все наши потребности удовлетворяются исключительно посредством чуда. Это дает человеку силы выстоять в испытании, дабы он не пришел к заблуждению: «сила моя и мощь моей руки принесли мне это богатство»[108]. Всевышний утаил от людей все сокровенные чудеса, которые Он постоянно для них творит, испытывая их разум и сердце.
Отсюда мы можем заключить, как мало пользы приносят действия, совершаемые в рамках законов природы, а поступки праведников предназначены исключительно для того, чтобы завуалировать зависимость человеческой жизни от Б-жественных чудес. Подавляющее большинство результатов, а в действительности — все они, достигаются только через чудеса. Люди Великого Собрания глубоко это постигли и потому включили в молитву слова: «И за Твои чудеса, которые во всякое время с нами»[109].
И вот, природе человека, заложенной в него с самого рождения, свойственно считать, что, упаси Б-г, на все — воля случая. Такое искаженное восприятие происходящего возможно лишь потому, что люди далеки от поиска причин и распознавания их следствий. Сказано в Торе: «И если же вы будете ходить со Мной, считая все случайностью,.. То и Я буду ходить с вами в сокрытии случайности и поражу вас всемеро за грехи ваши»[110]. Такое восприятие мира является не только результатом греха, но отражает природу человека, которому несвойственно глубоко задумываться над сутью Творения.
Несмотря на то, что Всевышний не виден глазу, Он проявляется в Своем могуществе и чудесах, как сказано: «Действительно, Ты — Б-г скрывающийся, Б-г Израиля, спасающий»[111]. Несмотря на то, что Ты пребываешь в сокрытии, Ты — Б-г Израиля, явивший нам множество чудес, и Ты спасаешь нас каждый час и во всякое время и таким образом раскрываешься перед людьми, и они узнают Тебя.
Поэтому не следует огорчаться, если кажется, что некто причинил тебе убыток. На самом деле его действия ни на что не могут повлиять, ведь сказано: «На Б-га полагаюсь, не устрашусь — что сделает мне человек?»[112] Нужно лишь предпринять все необходимое в соответствии с законами природы, исполняя волю благословенного Б-га.
Люди полагают, что обладают определенными возможностями, однако они окажутся совершенно беспомощными, если на то не будет воли Всевышнего. Мы уже несколько раз говорили, что порой человек полагает, будто он в силах нарушить волю Б-га, но в действительности он и этого сделать не может, а лишь наносит вред своей душе.
Перед нами раскрывается сокровенная тайна, суть которой в том, что на самом деле усилия людей иллюзорны и тщетны, и им лишь кажется, что их старания приводят к желаемым результатам, ибо так устроен мир — ослеплять глаза неразумных. Поэтому даже сама мысль о том, что действующему против воли Всевышнего может сопутствовать удача, ошибочна и недальновидна. А если кому-то покажется, что он добился желаемого своими деяниями, то это не более чем заблуждение. Ведь Творец в своем милосердии заботится о душе каждого: «Куда мне скрыться от духа Твоего, и куда мне бежать от лица Твоего?»[113]
Как иначе человек мог бы жить в мире «Действия», где явно прослеживается непосредственное Б-жественное Провидение: «Расстраивает знамения лгунов и лишает ума чародеев, мудрецов обращает вспять и ограничивает их постижение»[114]. Ведь порочность проникает в сердца самых мудрых, толкая их на неразумные поступки, противоречащие их собственным убеждениям.
В Теилим сказано: «Глас ликования и спасения в шатрах праведников, десница Г-спода совершает великое! Десница Г-спода возвышенна, десница Г-спода совершает великое!»[115] Почему эти слова повторяются дважды? Потому, что даже сейчас, когда Б-жественное присутствие не раскрывается среди нас, «десница Б-га совершает великое» — ведь она вознесена во всякое время! И в нашем поколении она «совершает великое», только этого не видно глазам творений. И если мы будем внимать слову Г-спода, нас ожидает благословение: «Если бы Мой народ послушал Меня, Израиль шел бы Моими путями, — вмиг поверг бы Я их врагов и на их притеснителей обратил бы руку Свою»[116].
[104] Йешаягу 40:31.
[105] Молитва «Шмоне Эсре» в будние дни.
[106] Молитва «Мусаф» в Рош Ашана.
[107] Мишлей 19:21.
[108] Дварим 8:17.
[109] Молитва «Шмоне Эсре».
[110] Ваикра 26:21-24. Раши разъясняет, что Всевышний наказывает «всемеро» соответственно семи ступеням духовного падения человека, приведенным в недельной главе Торы Бехукотай, предоставляя ему возможность раскаяния на каждом из семи этапов наказания, о которых говорится там же. — Примечание редактора.
[111] Йешаягу 45:15.
[112] Теилим 56:12.
[113] Теилим 139:7.
[114] Йешаягу 44:25.
[115] Теилим 118:15-16.
[116] Теилим 81:14-15.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию/p>
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»