Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Радующийся своим страданиям — праведник, но радоваться страданиям ближнего неуместно, даже будучи уверенным в их необходимости

Сколь поразителен уровень раби Акивы в его служении Всевышнему и как велики качества его души и его чувства мы можем увидеть и в другом повествовании Талмуда:

«Рассказывал Раба, сын бар Ханы: когда раби Элиэзер тяжело заболел, ученики пришли его навестить. Он сказал: “Сильный гнев Б-га проявляется в мире!” Ученики заплакали, а раби Акива возрадовался. На их вопрос о причине его радости раби Акива ответил: “А вы почему плачете?” Они объяснили: “Разве можно не плакать, когда “свиток Торы” — мудрец, глубоко изучивший ее — в беде?!” На что раби Акива ответил: “Поэтому я и радуюсь! Пока я видел, что вино раби Элиэзера не киснет, лен не поражается, масло не горкнет, а мед не застывает, я говорил себе: “Может быть, упаси Б-г, раби уже получил свой Грядущий удел в этом мире?! Теперь же, когда я вижу раби в беде, я радуюсь”. Раби Элиэзер сказал ему: “Акива, но ведь я ничего не упустил из всей Торы!” На что раби Акива ответил: “Ты учил нас, учитель: “Нет праведника на земле, который делал бы добро и не согрешил”» [32].

Учили в Барайте: когда раби Элиэзер смертельно заболел, его пришли навестить четверо мудрецов: раби Тарфон, раби Йеошуа, раби Элазар бен Азарья и раби Акива. Воскликнул раби Тарфон и сказал: “В тебе большее благо для Израиля, чем в первой капле дождя. Ведь первая капля дождя — это благо только в этом мире, а ты, учитель, — и в этом мире, и в Грядущем!” Воскликнул раби Йеошуа и сказал: “В тебе большее благо для Израиля, чем в свете солнца. Ведь солнце — это благо только в этом мире, а ты, учитель, и в этом мире, и в Грядущем!” Воскликнул раби Элазар бен Азарья и сказал: “В тебе большее благо для Израиля, чем в отце и матери. Ведь отец и мать — это благо только в этом мире, а ты, учитель, и в этом мире, и в Грядущем!” Воскликнул раби Акива и сказал: “Страдания желанны!”[33]

Все это нуждается в глубоком осмыслении. Мы не станем разъяснять все, сказанное мудрецами, и о многом из того, на что следует обратить внимание и глубоко понять, мы уже говорили на прошлых уроках. Сейчас мы намереваемся разъяснить только слова раби Акивы, который сказал: “Страдания желанны”, то есть возрадовался страданиям раби Элиэзера. Над этим следует глубоко задуматься.

Во-первых, такое вообще тяжело слышать и разум отказывается это воспринять. Как можно радоваться страданиям ближнего? Тем более, когда речь идет о столь великом мудреце, как раби Элиэзер, о величии и святости которого во многих местах рассказывают Талмуд, Мидраш и в особенности Зоар? Его руки сравниваются с двумя Свитками Торы, и мудрецы, придя его навестить, сказали: “Свиток Торы пребывает в страдании”. Как может быть, что в момент мук учителя на смертном одре, когда он сам сказал: “Сильный гнев Б-га проявляется в мире”, объяснив тем самым свои страдания, его ученик станет этому радоваться? Как, вместо того, чтобы переживать, сочувствовать и утешать его, раби Акива мог сказать: “страдания желанны?” На первый взгляд это кажется беспримерной жестокостью!

Радующийся своим страданиям — праведник, но радоваться страданиям ближнего неуместно, даже будучи уверенным в их необходимости!

Правильному восприятию страданий учит великий мудрец раби Исраэль Салантер. Тора упоминает понятие “человек Господа”, которое можно прочесть и как “человек-Господь”, и Мидраш задает вопрос, как это следует трактовать. Сказал раби Авин: «От середины и ниже — это человек, а от середины и выше — Господь» [34]. Эта идея состоит в следующем: даже если человек достиг высочайшего уровня, развил свои душевные качества настолько, что от середины и выше уподобился Всевышнему, освободившись от подчинения материи и связи с нею, — все же в отношениях с другими он должен уметь говорить на их языке, принимать в расчет их душевные побуждения и чувства, не унижая ни одного из них. Он должен уметь быть полезным каждому, кем бы тот ни был. Этот Мидраш помогает определить, как вести себя с людьми.

В качестве иллюстрации раби Исраэль Салантер приводит такой пример. Допустим, человек работает над собой и исправляет свои качества, чтобы почитание его людьми потеряло для него значение. Несомненно, это прекрасно, и тот, кому это удалось, удостоится именоваться скромным. Но если он станет пренебрегать почетом других так же, как своим, и не будет учитывать, что людям приятно оказываемое им уважение, — это будет неправильно и неприемлемо. По отношению к другим так поступать нельзя! Наоборот: чем больше человеку удается смирить свое дурное побуждение, тем внимательнее он должен относиться к тому, чтобы не обидеть ближнего, не умалить его почет. И так следует поступать во всем [35].

Поэтому то, что раби Акива не проявил это утонченное качество и не выразил сочувствия своему великому учителю, вызывает изумление.

Однако, если углубиться в эту историю, радость раби Акивы страданиям своего учителя не должна нас удивлять. Как может человек, стоящий на высоком духовном уровне, не радоваться страданию ближнего? Ведь мы верим, что страдание несет благо, излечивает душу. Праведник, обладающий чувствительным сердцем и верно ощущающий предназначение человека на земле, непременно должен радоваться страданию ближнего. Ведь страдания в этом мире помогают обрести вечную жизнь в Грядущем!

На предыдущих уроках мы говорили, насколько глубоко наши мудрецы понимали предназначение человека в Творении, сколь ясно было их знание того, чему должна быть посвящена вся жизнь и в чем состоит служение человека!

[33] Санхедрин 101а.

[34] Дварим Раба 11.

[35] Ор Исраэль 30, часть 2.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше