Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В этом смысл царя: формирование народа. Объединение всех индивидуумов в нации и ведение их к одной цели.

«И будет Г-сподь царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно» (Зехария 14). «Поскольку имя Всевышнего — одно, ведь написано: “и Имя Его одно”, и царство Его — одно, а единство и царство есть одно» (Маараль).

Ведь в этом суть царства (малхут): объединение всех управлений, составляющих «все чередования реальности и чередования сил», для одной цели: раскрытия славы Его царства. Это и есть раскрытие Его единства. «Ты уже слышал, что когда мы говорим о единстве, то подразумеваем отрицание всего, кроме него. И это качество — общее для всех неисчислимых проявлений Его совершенства. Ведь во всем, что относится к достоинствам и является одним из аспектов совершенства, необходимо понимать, что Он — единственный, кто по-настоящему обладает этим достоинством, что нет противоположности этому, и нет силы, способной сдержать проявление этого качества. Все это следует из общего определения единства Всевышнего» (Даат Твунот 40). То общее, что вырисовывается из всех путей управления и процессов мира, — это единство, что нет никого, кроме Него, и что никто не может препятствовать Ему, и что Его власть единолична. В этом и заключается Малхут, собирание всех метаморфоз реальности и сил к одной цели — раскрытию славы Его царства, показать, что Он — Царь в мироздании.

В этом смысл царя: формирование народа. Объединение всех индивидуумов в нации и ведение их к одной цели. Как пишет Рамбам о земном царе: «Поэтому приказал назначить нал нами царя, который соберет весь наш народ и будет вести нас» — так я слышал от рава Моше Шапиро, благословенна память праведника. Таков смысл стиха: «И был в Йешуруне царь, при собрании глав народа, вместе колена Израиля». «Когда они собираются вместе, как один союз, и между ними мир — Он их Царь, но не когда есть между ними споры» (Раши). Когда Израиль объединен, тогда Шехина покоится на Израиле (Виленский Гаон).

Вот как объясняет этот вопрос Рамхаль: «Ты должен знать, что Всесильный — один, и Его свет усиливается только на объекте, который объединяется. И вот, Израиль, хотя включает в себя множество индивидуумов, называется “один народ”. И они достойны того, чтобы усилился на них Его свет. Народы же, однако, множественны и полностью разделены, и не исправляются в единстве» (Маамар аХохма). Прибавим сюда приведенные выше слова Виленского Гаона, что Израиль воцаряет Всевышнего по своей воле, а по отношению к народам мира — Он властвует помимо их желания.

Поэтому сказали мудрецы: «Слушай, Израиль, Г-сподь — наш Б-г, Г-сподь един!» — это полное царство Небес». Принятие полного царства небес — это признание единства.

«Тебе, Г-споди, царство — это война с Амалеком». «Поскольку когда потомство Эсава в мире — существует противодействие Израилю, и как будто его потомство — это дуализм, что есть в мире». (Маараль). Все то время, пока в мире присутствует корень зла, он представляет собой противодействие раскрытию единства Творца. «В таком состоянии, невозможно, чтобы слава Всевышнего раскрылась и находилась в мире в совершенстве, ибо Его Имя в совершенстве — одно».

В Рош аШана, в день воцарения, мы молимся о раскрытие славы Царства Творца. Мы просим: «И сделаются все одной связкой, выполнять Твою волю с полным сердцем». Рамхаль объясняет: «Ты должен знать, что Всесильный — один, и Его свет усиливается только на объекте, который стремится к единству. И вот, Израиль, хотя включает в себя множество индивидуумов, называется “один народ”. И они достойны того, чтобы усилился на них Его свет. Народы же, однако, множественны и полностью разделены, и не исправляются в единстве, и находятся на предельном отдалении от исправления (исправления под названием “полное раскрытие Царства Творца в мире). Для них возможно только одно исправление: подчиниться Израилю. И тогда, хотя со стороны самих себя они пребывают в множественности, со стороны Израиля они вновь свяжутся и вернутся к категории единства. И тогда они тоже будут достойны получить отсвет от света единства. Это и значит “сделаются все одной связкой” — подобно многим ветвям или тканям, которые делаются одним, будучи связанным в связку” (Маарам аХохма). А далее мы молимся: “Когда Ты сотрешь злодейскую власть с лица земли”: “И главное — убрать Амалека из мира, ибо была клятва, что Имя и Трон Его не совершенны, пока не стерта память о нем (об Амалеке). Это и есть: “Когда Ты сотрешь злодейскую власть с лица земли” (там же)”.


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»