Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Раскрытие Всевышнего

Раскрытие Вс-вышнего — это раскрытие Его абсолютного единства. Оно является целью сотворения мира и будет достигнуто в конце человеческой истории, с приходом Машиаха. Люди же должны стремиться к пониманию того, что все происходящее с ними исходит от Б-га, и стараться вести себя в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нам Свыше.

Оглавление

Раскрытие Вс-вышнего — это раскрытие Его абсолютного единства [↑]

Рамхаль в книге Даат Твунот (34) указывает на то, что почти все аспекты неисчерпаемого совершенства Творца не могут быть прояснены для нас, так как у нас нет средств, чтобы постичь их. Например, известно, что Он мудр — но не постичь нам всей глубины Его мудрости; известно, что Он знающий, но недоступна нам глубина Его знаний. И только единство может открыться нам и проясниться во всей полноте. О единстве Б-га свидетельствуют события, происходящие в мире, и мы должны стремиться осознать, что все они (и то, что мы воспринимаем, как добро, и то, что нам кажется злом) имеют один источник — Высшую волю.

В чем состоит понимание единства Б-га? [↑]

Понимание единства Творца состоит в том, что мы признаем, что Б-г единственен и един и нет для Него никаких препятствий и никакой власти, способной противостоять Ему. Он сам создает добро и зло, как сказал пророк Йешаягу (45:7): «Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло. Я — Создатель, делающий все это». Нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире — никаких наместников или другой силы. Более того, Он сам непосредственно управляет всеми созданиями, все происходящее происходит по Его воле и Его руками, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения (Рамхаль, Даат Твунот, 36).

Рамхаль указывает на распространенные мировоззренческие заблуждения, на отрицании которых должно быть основано понимание единства Б-га.

Первое заблуждение состоит в том, что Вс-вышний якобы отстранился от вещей низменных и не следит за ними. Вместо Него есть другие — звезды, созвездия, подвластные им ангелы и все их воинства, и именно они управляют миром. Поэтому они установили им служение, возвели для них жертвенники, и приносили им там жертвы и воскурения, чтобы получить от них помощь в своих делах.

Другие говорили (не дай Б-г): есть две власти, одна творит добро, другая — зло. Они считали, что у всякой вещи есть свой антипод. Следовательно, если Святой, благословен Он — абсолютное добро, должен быть напротив Него тот, кто являет собой абсолютное зло.

Третье заблуждение свойственно множеству людей. Они считают, что все процессы в мире протекают согласно законам природы, которые вложил Создатель в нижние миры, и их (людей) старание и расторопность помогают, а лень — вредит. Об этом сказано в книге Дварим: «Мощь моя и крепость руки моей принесли мне это богатство» (8:17). А еще они говорят, что все в руках судьбы, и нет разницы между праведником и злодеем, и нет ничего, кроме естественного хода вещей — ни добра, ни зла.

Четвертое заблуждение — заблуждение народов мира. Они говорят: Согрешил Израиль, и «нет ему спасения от Всевышнего» (Псалмы 3:3). Они утверждают, что Святой, благословен Он, избрал евреев и дал им возможность выбора — быть праведными или злодеями, а они творили зло. И пришлось Ему оставить их и заменить другим народом, ведь Израиль уже невозможно спасти! Так говорят они, и изгнание, которому не видно конца, как будто подтверждает это, пугая сердца, слабые в истинной вере.

Пятое заблуждение — заблуждение злодеев Израиля, тех, которые признавали своего Создателя, но умышленно восставали против Него. Им казалось, что они могут сделать что-то против воли Творца и разгневать Его дурными делами своими. Еще были такие, которые хотели противостоять Ему с помощью колдовства и чар или знанием ангелов, Ему служащих, и их функций (Рамхаль, Даат Твунот, 36).

Цель творения — раскрытие единства Творца [↑]

Окончательный замысел и цель всего Творения — это раскрытие единства Творца, так что всем станет очевидно, что именно Б-г управляет миром.

Но почему Вс-вышний не сделал этого изначально — не создал мир совершенным, не содержащим ничего, кроме абсолютного добра, без какого-либо зла и недостатка? Мудрецы считают, что этот порядок необходим самим творениям — людям, которым была дана свобода выбора, чтобы они могли выбрать добро, и это даст им заслугу и позволит отплатить добром в дальнейшем (т.е. в Будущем мире, где праведников ждет награда — приобщение души к Б-гу и получение высшего наслаждения).

Существующий порядок предполагает, что добро и зло в мире уравновешены, и добро так же доступно праведным, как зло — злодеям. Вс-вышний не хочет препятствовать людям, если они стремятся поступать дурно, и это порождает все разрушение в мире со дня сотворения человека и Первого греха. Власть и единство Вс-вышнего скрыты. Однако поскольку окончательный замысел заключается именно в раскрытии единства, а не в его сокрытии, а сокрытие — только средство достичь раскрытия в конце, то Б-г направляет все созданное определенным образом — так, чтобы завершить весь кругооборот добра и зла всеобщим исправлением (Рамхаль, Даат Твунот, 48).

Раскрытие единства Вс-вышнего на индивидуальном и историческом уровнях [↑]

В жизни каждого человека, а на определенных исторических этапах — всего еврейского народа, существуют периоды, когда мы перестаем понимать, как следует себя вести, какова в отношении нас воля Вс-вышнего и за что на нас обрушиваются несчастья. В этих случаях мы говорим о сокрытии Б-жественного Лица (Эстер паним).

Сокрытие целей и планов Вс-вышнего в отношении нас, так что наши хорошие поступки не улучшают ситуацию, связано с нашими недостатками и плохим поведением, которые таким образом взыскиваются. Но может быть и так, что недостатки не играют роли, а имеет место испытание. В любом случае искреннее раскаяние и обращение к Вс-вышнему с молитвой и просьбой дать понимание ситуации поднимает человека на более высокий духовный уровень, мы достигаем высоты, которая была нам ранее недоступна и — в конечном итоге — получаем за это награду.

Максимальной глубиной сокрытия Лица Вс-вышнего принято считать эпизод Пурима, когда Аман был близок к победе над еврейским народом, пока к евреям под руководством Мордехая и Эстер не пришло осознание того, за какой именно грех они должны быть наказаны и каким образом следует раскаяться. Раскаяние подняло народ выше, чем он находился изначально, и — как следствие — пришло спасение.

В будущем один из вариантов прихода Машиаха состоит в том, что, если евреи не захотят раскаяться в том объеме, который будет для этого необходим, Вс-вышний поставит над ними начальников, которые сделают их жизнь беспросветной и побудят к раскаянию. В этом смысле сокрытие — необходимый элемент последующего раскрытия власти Вс-вышнего над миром.

Выводить материалы