Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все объекты в Святом языке называются дварим. Давар происходит от слова дибур, речь.

Все объекты в Святом языке называются дварим. Давар происходит от слова дибур, речь. Каждый объект «рассказывает» нам свою внутреннюю сущность и духовный корень. А корень всего мироздания — в слове Б-га: «Навеки, Г-споди, Твое слово стоит в небесах». Каждое слово и речение Всевышнего во время творения, когда Он сказал: «Да будет…», — это душа и жизненность того объекта, что был этим словом сотворен. И с того момента и далее, все дни мира, Его слово стоит в сотворенных, чтобы давать им свет и существование во всякое мгновение… Только сейчас мы не в состоянии увидеть это нашим материальными зрением. А о грядущем написано: «И увидит всякая плоть вместе, что уста Г-спода говорили». Раскроется внутренний смысл всех частей мироздания, и сбудется сказанное: «И откроется Слава Г-спода». «То есть наше восприятие очистится так, что мы сможем даже материальным зрением постичь и увидеть распространение слова Всевышнего во всем сотворенном» (Нефеш аХаим).

На человека возложена обязанность «разговорить» мироздание. Раскрыть в каждом создании его смысл и внутреннюю суть. Найти слово Б-га во всяком событии в мире выражение Его воли — внутренней сути всего мироздания. На человека возложено служение: управлять всем мирозданием и привести его к полному исправлению, когда исполнится слово Писания: «И увидит всякая плоть вместе, что уста Г-спода говорили».

Человек — руководитель (дабар, говорящий) Творения. Мы уже говорили об этом в начале книги, где речь шла о миссии Адама в назывании имен всем созданиям на земле, см. выше[ЦВ1] .

Не только в словах, но и в действиях

Когда мы сказали, что человек — «говорящий» мироздания, не имелась в виду только речь человека. Суть человека — быть руководителем Творения. Поэтому вся его форма называется «говорящий».

Мысли человека, его речи и действия оказывают грандиозное влияние на мироздание, исправление или порчу всех миров. Всевышний поставил управление всеми мирами в зависимость от человека. Он наделен силой вести все мироздание к полному исправлению или отдалять его. В этом смысл понятия «образ Б-га», которое подробно объясняется в первой части книги Нефеш аХаим.

Но основную часть своей деятельности — в лучшую или в худшую сторону — человек выполняет через свою главную форму: силу речи. Об этом сказано: «Человек рожден для труда… для труда устами» (Санедрин 99). «И помещу Мои слова в твои уста, и в тени Моей руки укрою тебя, чтобы насаждать небеса, и основывать землю, и говорить Сиону: Ты — мой народ». «Сказал Рав: каждый, кто занимается Торой ради нее самой (лишма)… как будто построил дворец наверху и внизу, как написано: “…насаждать небеса и основывать землю”. Раби Йоханан сказал: Такой человек защищает весь мир, как сказано: “В тени Моей руки укрою тебя”, а Леви сказал: И приближает избавление, как сказано: “…и говорить Сиону: Ты — мой народ”. А в святом Зоаре говорится: “Читай не “мой народ” (ами), но “со Мной” (ими) — совместно со Мной”.»

Всевышний наделил человека силой насаждать небеса и основывать землю, быть Его «компаньоном» в создании мира, и все это — посредством речи, которую вложил в его уста. Речь — это «Мое слово», т.е. Его управление, переданное человеку. И подобно тому, как Тора передана человеку («Не на небесах она»), так и управление мирозданием передал Творец в руки человека — его речи.

И об этом сказано: «…ибо человек — дерево полевое». Человек подобен дереву. Речь в Писании называется нив сфатаим, буквально «урожай уст». Плоды человека — это его речения, и человек, называется Адамом, поскольку создан из земли (адама), поскольку соотносится с ней и ей уподобляется … «Ибо земля взращивает растения, деревья и плоды, она обладает потенциалом и из нее все реализуется. Подобно этому человек по своим свойствам потенциален, и в процессе жизни реализует свое совершенство. А все остальные создания не обладают скрытым потенциалом, но все, что должно быть в них, — уже есть. Поэтому животное называется беэма (можно прочитать как бама — в ней что), ибо все что должно находиться в ней, уже есть изначально» (Маараль). Таково и объяснение продолжения вышеприведенного стиха «Смерть и жизнь во власти языка, а любящие его — будут вкушать его плод» (Притчи 18:21).


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Первая фраза — определяющая

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

В природе человека радоваться, когда его хвалят, а говорящий похвалы будет любим, даже если известно, что он определенно льстит.

Важность критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человек принимает участие в семинаре по иудаизму и возвращается на работу с кипой на голове. Вначале все опасаются, не случилось ли в его доме какого несчастья.

Критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Критиковать действие, а не человека

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем.

Критика с объяснением

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Муж не приходит домой вовремя без уважительной причины. Супруга предъявляет ему претензии: «У меня нет сил тебя ждать».

Толдот Йешурун в Хайфе: 9 мая, рабанит Ципора Харитан: Критика — средство для построения отношений?

Редакция Толдот.ру

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Как критиковать?

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Когда вы планируете критику, следует принимать в расчет ограничения критикуемого. Когда вы приходите к человеку с претензиями и указываете на ошибку, которую тот допустил, он воспринимает это как атаку по всем фронтам.

Возможные причины для критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Супруг, который подвергается нападкам, недоумевает, почему его атакуют из-за таких мелочей. Но, на самом деле, как мы сказали, эта критика — выражение нехватки и нужды в других вопросах.

Преуменьшение роли партнера и критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Чтобы продвинуть вопрос уборки стола после выпечки, лучше начать с положительного: «Ты печешь вкусные пироги, и я был бы еще более рад вкушать их, если бы ты соблаговолила мыть стол по завершении печения»