Из цикла «Даат тфила», темы: Еврейская молитва, Благословения, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Качества Творца, Раскрытие Всевышнего
«О мудрый, ты спросил меня, в чем суть благословений? Ведь благословение — это прибавление блага, а что может добавить раб своему господину?» — этот вопрос был адресован раби Шломо бен Адерету. В ответ тот объясняет суть благословения. Он намекает на глубокое, каббалистическое понимание сущности благословения, но данное объяснение соответствует простому пониманию темы.
Поскольку это слова мудреца первых поколений, они требуют внимательного изучения, и потому процитируем его ответ полностью:
«…но и простой, открытый смысл благословений ясен. Ведь благословение и прибавление блага можно рассматривать в двух аспектах: иногда со стороны получающего, а иногда — со стороны дающего свое благословение. Аллегория по этому поводу может быть следующей. Царь дает благо своим подданным, и благословение видно подданным, поскольку они получили его: у них был недостаток, и он был восполнен. Но относительно царя — он дал, сколько дал, и больше у него нет, так что не видно в нем благословения и приумножения. Однако если царь постоянно дает и все время, без перерыва, поставляет дары своим многочисленным воинам, это выглядит, как будто он сам благословляется, так что не прекращает ни на минуту свои дары. И не то, чтобы сам царь приумножал благо из другого источника и получал благословение и дополнение от кого-то большего, чем он сам. Нет, все благословляют его — и это означает, дают ему благословение и признают, что он — хозяин всего этого благословения и сокровищниц блага, которые никогда не опустошаются. И чем больше он продолжит давать благо, тем больше все познают, что у его благословения нет меры и прекращения. А если бы подданные стали преуменьшать почитание царя, и он прекратил бы давать им блага, те подданные, что не познали величие царя и не почувствовали, что причина — в них, подумали бы, что в его сокровищницах образовался недостаток. Но на самом деле это не так: в них причина, а не со стороны царя.
Такова суть благословений: мы благодарим Всевышнего за пропитание и за блага, которые мы получаем от Него, и молимся, чтобы Он постоянно давал благо своим творениям, чтобы все знали, что Он благословен, как сказано: “благословен и благословляем в устах всякой души”. И также сказано: “Меня оставили, источник воды живой”. Не прекратится течение воды в источнике, и не нужно добавлять в него воду, подобно тому, как нужно добавлять в яму с водой.
В данном вопросе ты можешь найти нечто еще более странное, как ты и спрашиваешь: мы говорим, что Всевышний “возвеличится, и превознесется”. Потому что “благословен” мы еще могли бы истолковать как описание, — что Он включает в Себя все благословения, но что же можно сказать о “возвеличится и превознесется”? Но суть в том, что мы молимся, чтобы Он возвеличился и превознесся на глазах у всех Своими деяниями, чудесами и благословениями, так что все призна́ют, что Он велик, превознесен надо всеми и благословен. Как сказал Итро: Сейчас познал я, что велик Г-сподь более всех богов»… Как мы говорим в молитве: «Все превознесут Тебя, Создатель всего» и т.п. И Он тоже хочет, чтобы Его благочестивые служители молились перед Ним, чтобы приумножить Его благо по отношению к созданиям и чтобы грехи не повлекли недостатка блага для них. Именно об этом сказали мудрецы в трактате Брахот: «И Он сказал мне: Ишмаэль, сын Мой, благослови Меня! Я сказал Ему: Да будет угодно Тебе, чтобы Твое милосердие преодолело Твой гнев, и чтобы Твое милосердие возобладало над всеми Твоими качествами, и поступай со Своими сыновьями милостиво, и суди их со снисхождением».
Даже в простом понимании, говорит раби Шломо бен Адерет (Рашба), благословение не есть описание или восхваление, оно — добавление блага в соответствии с просьбой благословляющего. Так говорит и Раши: «Всякое благословение (браха) в Писании означает приумножение, увеличение, прибавление».
«Прибавление — для благословляющего и для благословляемых». Благословляющий увеличивает прославление благословляемого. А для получающего благословение — прибавление и есть благословение.
В словах Рашба нам открывается замечательная глубина. Он привел аллегорию с двумя царями. Один дает своим подданным блага, но не постоянно, и его воздействие прерывается время от времени. О таком царе известно, что у него есть то, что он дал подданным, но в нем не заметно прибавление и приумножение, поскольку, возможно, что источник его благ приходит от другого. А второй царь, воздействие которого не прекращается, и наоборот, постоянно увеличивается, — всем видно, что он — источник благословения, и от него происходит все получаемое благо.
Постараемся проанализировать глубинный смысл этой притчи. Мы уже говорили, что милость (хесед) Творца раскрывается в самом появлении Вселенной, — ведь «мир построен милостью». Возникновение и раскрытие мира, осуществленное Бесконечным, имело целью воздаяние блага, бесконечное наслаждение человека. В этом и заключается суть данного качества: безграничное воздействие благословения, проведение линии от источника благословения к получателю. Углубившийся в данную тему поймет, что в этом качестве присутствует прорыв и отсвет от категории Бесконечности внутрь системы ограниченности, конечности и бренности этого мира. Каждый, кто размышляет о качестве величия и благости Творца, видит в нем раскрытие категории Бесконечности. Нет света больше, чем этот свет, приводящий к вере и познанию Б-га. Нет раскрытия возвышеннее, чем это раскрытие, приводящее к благодарности и признанию обязанности служить Творцу. Поясним:
Нет света больше чем этот свет, приводящий к вере и познанию Б-га. Когда мы размышляем о бескрайней Вселенной, к нам приходит отсвет веры. Ведь природа, материальный мир, — ограничены. Материя бренна, и время властвует над ней. Здравомыслящему человеку очевидно, что источник этой реальности — Творец мира, Бесконечный. В контексте нашего обсуждения: раскрытие качества Хесед, которое и является корнем реализации Вселенной, пробуждает в людях признание существования всеблагого Творца, воздающего добро всем. Ведь невозможно представить себе существование бесконечного источника благословений внутри ограниченной и тленной системы материального мира, находящейся под властью времени. Необходимо сказать, что источник благословения — вне ее, это Творец, Бесконечный, благословенно Его имя. Поразмыслите над этим как следует.
Нет раскрытия возвышеннее, чем это раскрытие, приводящее к благодарности и признанию обязанности служить Творцу. Рабейну Бахья ибн Пакуда в книге Обязанности сердец строит фундамент обязанности служить Творцу на мысли о милости Творца и обязанности Его творений проявлять благодарность.
Теперь мы можем лучше понять слова Рашба о различии между двумя царями. Тот царь, что воздает благо, но не постоянно, — нет здесь раскрытия источника, корня благословения. В противоположность ему, царь, воздаяние и милость которого не прерываются, а наоборот, постоянно увеличиваются, — всем очевидно, что он — источник и корень благословения и блага.
И поскольку Творец поставил воздаяние блага в зависимость от деяний людей и их благословений, и они влекут воздействие благословения свыше, выходит, что человек, который постоянно притягивает благословение Всевышнего, является причиной признания существования Бесконечного. Поразмыслите над этим как следует.
Взяв это положение в качестве точки отсчета, мы переходим к объяснению следующего тезиса.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»