Из цикла «Даат тфила», темы: Цель творения, Еврейская молитва, Единство Б-га, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Раскрытие Всевышнего
«Третье знание о замысле сотворения мира — весьма замечательно. Оно состоит в следующем: Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый, и Я последний”, и, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло вернется в добро… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного. И эта вещь не очень постигается в нашем поколении, а ведь она — основа веры Израиля — знать единство Эманирующего» (Рамхаль в конце книги Питхей Хохма веДаат).
Это знание включает в себя несколько основ веры: провидение, награду и наказание, приход Машиаха и воскрешение мертвых. Определение же этого знания объясняет Рамхаль: «Единство Бесконечного — это: что только Его воля существует, и всякая другая воля существует только от Него, а потому только Он властвует, а не какая-либо другая воля». Суть этого знания: «Понять все, что сотворено или происходит в мире, как оно исходит из Высшей воли, как все управляется правильным образом от единого Б-га, чтобы все круговороты привели, в конце концов, к абсолютному совершенству» (Клах Питхей Хохма 1). Отсюда проистекают все вещи, перечисленные выше, структуры добра и зла и их порождения, чтобы показать, что «все, что было злом вначале, не исходит от другой власти, но все — от Него». В этом и замысел создания человека, как сказали мудрецы: «Хорошо» — это доброе начало, «очень» — это злое начало, ибо человек сотворен, чтобы перевернуть зло в добро, и это «очень» מאד, те же буквы, что и в слове אדם, человек. (р. И.А.Хавер)
К раскрытию «и будет Г-сподь один и Имя Его одно» и идут — иногда кружным путем — все управления в мироздании.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.