Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для целей совершенного воздаяния блага, которое будет в форме награды за служение, а не в качестве милостыни, «хлеба стыда», Всевышний создал концепцию воздавания славы Его Имени

Второе знание по поводу замысла творения мира — что Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать добро сотворенным — совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню. И ради этого установлен весь этот великий порядок, и, в конце концов, после зла придет добро, и ситра ахара (Другая сторона, сторона зла) будет уничтожена, и святость восполнится. И тогда все души получат благо заслуженно (а не как незаработанный «хлеб стыда). А для этого необходимо, чтобы иногда — пока Израиль не очистится — властвовала ситра ахара или народы мира. И за этим следует управление всех качеств-атрибутов» (Рамхаль, Питхей Хохма веДаат).

Для целей совершенного воздаяния блага, которое будет в форме награды за служение, а не в качестве милостыни, «хлеба стыда», Всевышний создал концепцию воздавания славы Его Имени. А слава — это воцарение (как мы объясним далее).

Только лишь в области воцарения есть место для служения человека, поскольку царство имеет место — лишь по воле воцаряющего. Из этого следует необходимость существования всех систем мироздания: добра и зла, награды и наказания, Ган Эдена и Геинома. Чтобы было место для служения посредством воцарения, а цель этого — воздаяние блага Всевышним.

Однако воздаяние блага несовершенно все то время, пока есть корень зла в мире. Воля давать благо не полна, пока Имя не совершенно (корень Амалека в мире). И поэтому в будущем, когда Имя будет совершенно, и раскроется Царство во всей полноте, тогда наполнится воля благодеяния. Об этом говорит Гемара: «И будет Г-сподь Царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно». А разве сегодня Он не один? Сказал раби Аха бар Ханина: «Этот мир не подобен будущему миру. В этом мире на хорошие вести говорят: “Благословен Добрый и Творящий добро”. На плохие вести говорят: “Благословен Истинный Судья” (нет совершенства воздаяния блага). В будущем мире говорят на все: “Добрый и творящий добро”. “И Имя Его одно”: что значит одно? Разве сегодня Его Имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: Этот мир не подобен будущему миру. В этом мире Имя пишется через Йуд-Эй, а читается как А-донай (сокрытие Имени, “Имя не полно”), а в Грядущем мире все одно: пишется Йуд-Эй и читается Йуд-Эй» (Псахим 50).

Объясняет рав Йехезкель Ланда (Цлах): «Я не говорю, что , не дай Б-г, отменится Имя А-донай. Но объяснение таково: имя А-донай указывает, что Он — Господин, и все — Его рабы. И это указывает на Его царство, ибо нет царя без народа, без подданных. И это указывает на качество Суда, в отличие от имени Авайе, которое суть Милосердие (Рахамим)… Грядущий мир — все “добрый и творящий добро”, а именно, увидят люди задним числом, что вообще не было качества Суда, но все — милость и милосердие. Поэтому в нашем мире кажется, что произносимое имя не похоже на имя написанное, — ведь это — милосердие, а это — суд. Но в Грядущем мире оно будет и читаться, как и пишется — Йуд-Эй, а именно, что Имя А-донай означает то же, что и Имя Йуд-Эй».

Увидят задним числом раскрытие единства Творца, выяснится, что все сотворенное в мире предуготовано для реализации желания Творца воздать добро сотворенным, и нет никакой силы и реальности в мире, не служащей исполнению воли Творца, желанию наделить благом. И даже зло служило этой цели.


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше