Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для целей совершенного воздаяния блага, которое будет в форме награды за служение, а не в качестве милостыни, «хлеба стыда», Всевышний создал концепцию воздавания славы Его Имени

Второе знание по поводу замысла творения мира — что Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать добро сотворенным — совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню. И ради этого установлен весь этот великий порядок, и, в конце концов, после зла придет добро, и ситра ахара (Другая сторона, сторона зла) будет уничтожена, и святость восполнится. И тогда все души получат благо заслуженно (а не как незаработанный «хлеб стыда). А для этого необходимо, чтобы иногда — пока Израиль не очистится — властвовала ситра ахара или народы мира. И за этим следует управление всех качеств-атрибутов» (Рамхаль, Питхей Хохма веДаат).

Для целей совершенного воздаяния блага, которое будет в форме награды за служение, а не в качестве милостыни, «хлеба стыда», Всевышний создал концепцию воздавания славы Его Имени. А слава — это воцарение (как мы объясним далее).

Только лишь в области воцарения есть место для служения человека, поскольку царство имеет место — лишь по воле воцаряющего. Из этого следует необходимость существования всех систем мироздания: добра и зла, награды и наказания, Ган Эдена и Геинома. Чтобы было место для служения посредством воцарения, а цель этого — воздаяние блага Всевышним.

Однако воздаяние блага несовершенно все то время, пока есть корень зла в мире. Воля давать благо не полна, пока Имя не совершенно (корень Амалека в мире). И поэтому в будущем, когда Имя будет совершенно, и раскроется Царство во всей полноте, тогда наполнится воля благодеяния. Об этом говорит Гемара: «И будет Г-сподь Царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно». А разве сегодня Он не один? Сказал раби Аха бар Ханина: «Этот мир не подобен будущему миру. В этом мире на хорошие вести говорят: “Благословен Добрый и Творящий добро”. На плохие вести говорят: “Благословен Истинный Судья” (нет совершенства воздаяния блага). В будущем мире говорят на все: “Добрый и творящий добро”. “И Имя Его одно”: что значит одно? Разве сегодня Его Имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: Этот мир не подобен будущему миру. В этом мире Имя пишется через Йуд-Эй, а читается как А-донай (сокрытие Имени, “Имя не полно”), а в Грядущем мире все одно: пишется Йуд-Эй и читается Йуд-Эй» (Псахим 50).

Объясняет рав Йехезкель Ланда (Цлах): «Я не говорю, что , не дай Б-г, отменится Имя А-донай. Но объяснение таково: имя А-донай указывает, что Он — Господин, и все — Его рабы. И это указывает на Его царство, ибо нет царя без народа, без подданных. И это указывает на качество Суда, в отличие от имени Авайе, которое суть Милосердие (Рахамим)… Грядущий мир — все “добрый и творящий добро”, а именно, увидят люди задним числом, что вообще не было качества Суда, но все — милость и милосердие. Поэтому в нашем мире кажется, что произносимое имя не похоже на имя написанное, — ведь это — милосердие, а это — суд. Но в Грядущем мире оно будет и читаться, как и пишется — Йуд-Эй, а именно, что Имя А-донай означает то же, что и Имя Йуд-Эй».

Увидят задним числом раскрытие единства Творца, выяснится, что все сотворенное в мире предуготовано для реализации желания Творца воздать добро сотворенным, и нет никакой силы и реальности в мире, не служащей исполнению воли Творца, желанию наделить благом. И даже зло служило этой цели.


Что такое вера? И если Иудаизм — это вера, то надо просто верить — сказать себе, что я верю и всё, или — это что-то сверхъестественное, чего нам не понять? Читать дальше

Верю, потому что разумно!

Рав Моше Пантелят

Если вера — это чувство, можно ли приказать чувству? Разве можно человеку приказать любить?

Иудаизм о вере

Рав Эльхонон-Буним Вассерман

Рав Эльхонон Вассерман об отношении иудаизма к вере и безверию

Мир верующего

Рав Шломо Вольбе

События Шестидневной войны заставили многих светских евреев задуматься и начать интересоваться своими корнями, искать ответы на сложные вопросы в еврейской традиции. В государстве Израиль впервые началось массовое движение тшувы. Предлагаемая вашему вниманию книга представляет собой собрание газетных статей и лекций рава Шломо Вольбе, благословенна память о праведнике, адресованных офицерам, жителям кибуцев и ученикам первых ешив для «баалей тшува»1. Сборник был опубликован анонимно, как и все остальные труды рава Вольбе, кроме «Алей Шур». Первоначально книга называлась «Бейн шешет ла-асор» — «Между шестью и десятью». Это первый перевод книги на русский язык, сделанный специально для журнала «Мир Торы»

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Основные принципы еврейской веры

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.

Средство достижения успеха

Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к тебе»

Что скрыто под маской?

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?