Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для целей совершенного воздаяния блага, которое будет в форме награды за служение, а не в качестве милостыни, «хлеба стыда», Всевышний создал концепцию воздавания славы Его Имени

Второе знание по поводу замысла творения мира — что Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать добро сотворенным — совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню. И ради этого установлен весь этот великий порядок, и, в конце концов, после зла придет добро, и ситра ахара (Другая сторона, сторона зла) будет уничтожена, и святость восполнится. И тогда все души получат благо заслуженно (а не как незаработанный «хлеб стыда). А для этого необходимо, чтобы иногда — пока Израиль не очистится — властвовала ситра ахара или народы мира. И за этим следует управление всех качеств-атрибутов» (Рамхаль, Питхей Хохма веДаат).

Для целей совершенного воздаяния блага, которое будет в форме награды за служение, а не в качестве милостыни, «хлеба стыда», Всевышний создал концепцию воздавания славы Его Имени. А слава — это воцарение (как мы объясним далее).

Только лишь в области воцарения есть место для служения человека, поскольку царство имеет место — лишь по воле воцаряющего. Из этого следует необходимость существования всех систем мироздания: добра и зла, награды и наказания, Ган Эдена и Геинома. Чтобы было место для служения посредством воцарения, а цель этого — воздаяние блага Всевышним.

Однако воздаяние блага несовершенно все то время, пока есть корень зла в мире. Воля давать благо не полна, пока Имя не совершенно (корень Амалека в мире). И поэтому в будущем, когда Имя будет совершенно, и раскроется Царство во всей полноте, тогда наполнится воля благодеяния. Об этом говорит Гемара: «И будет Г-сподь Царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно». А разве сегодня Он не один? Сказал раби Аха бар Ханина: «Этот мир не подобен будущему миру. В этом мире на хорошие вести говорят: “Благословен Добрый и Творящий добро”. На плохие вести говорят: “Благословен Истинный Судья” (нет совершенства воздаяния блага). В будущем мире говорят на все: “Добрый и творящий добро”. “И Имя Его одно”: что значит одно? Разве сегодня Его Имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: Этот мир не подобен будущему миру. В этом мире Имя пишется через Йуд-Эй, а читается как А-донай (сокрытие Имени, “Имя не полно”), а в Грядущем мире все одно: пишется Йуд-Эй и читается Йуд-Эй» (Псахим 50).

Объясняет рав Йехезкель Ланда (Цлах): «Я не говорю, что , не дай Б-г, отменится Имя А-донай. Но объяснение таково: имя А-донай указывает, что Он — Господин, и все — Его рабы. И это указывает на Его царство, ибо нет царя без народа, без подданных. И это указывает на качество Суда, в отличие от имени Авайе, которое суть Милосердие (Рахамим)… Грядущий мир — все “добрый и творящий добро”, а именно, увидят люди задним числом, что вообще не было качества Суда, но все — милость и милосердие. Поэтому в нашем мире кажется, что произносимое имя не похоже на имя написанное, — ведь это — милосердие, а это — суд. Но в Грядущем мире оно будет и читаться, как и пишется — Йуд-Эй, а именно, что Имя А-донай означает то же, что и Имя Йуд-Эй».

Увидят задним числом раскрытие единства Творца, выяснится, что все сотворенное в мире предуготовано для реализации желания Творца воздать добро сотворенным, и нет никакой силы и реальности в мире, не служащей исполнению воли Творца, желанию наделить благом. И даже зло служило этой цели.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза