Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истина в том, что главное — не учение, а действие, поскольку Тора и человек — одно целое: Тора должна привести человека к тому, чтобы все его действия, все поступки, всё поведение проверялось по ней, не отклоняясь от нее ни вправо, ни влево.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Для целей совершенного воздаяния блага, которое будет в форме награды за служение, а не в качестве милостыни, «хлеба стыда», Всевышний создал концепцию воздавания славы Его Имени

Второе знание по поводу замысла творения мира — что Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать добро сотворенным — совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню. И ради этого установлен весь этот великий порядок, и, в конце концов, после зла придет добро, и ситра ахара (Другая сторона, сторона зла) будет уничтожена, и святость восполнится. И тогда все души получат благо заслуженно (а не как незаработанный «хлеб стыда). А для этого необходимо, чтобы иногда — пока Израиль не очистится — властвовала ситра ахара или народы мира. И за этим следует управление всех качеств-атрибутов» (Рамхаль, Питхей Хохма веДаат).

Для целей совершенного воздаяния блага, которое будет в форме награды за служение, а не в качестве милостыни, «хлеба стыда», Всевышний создал концепцию воздавания славы Его Имени. А слава — это воцарение (как мы объясним далее).

Только лишь в области воцарения есть место для служения человека, поскольку царство имеет место — лишь по воле воцаряющего. Из этого следует необходимость существования всех систем мироздания: добра и зла, награды и наказания, Ган Эдена и Геинома. Чтобы было место для служения посредством воцарения, а цель этого — воздаяние блага Всевышним.

Однако воздаяние блага несовершенно все то время, пока есть корень зла в мире. Воля давать благо не полна, пока Имя не совершенно (корень Амалека в мире). И поэтому в будущем, когда Имя будет совершенно, и раскроется Царство во всей полноте, тогда наполнится воля благодеяния. Об этом говорит Гемара: «И будет Г-сподь Царем на всей земле, в тот день будет Г-сподь один и Имя Его одно». А разве сегодня Он не один? Сказал раби Аха бар Ханина: «Этот мир не подобен будущему миру. В этом мире на хорошие вести говорят: “Благословен Добрый и Творящий добро”. На плохие вести говорят: “Благословен Истинный Судья” (нет совершенства воздаяния блага). В будущем мире говорят на все: “Добрый и творящий добро”. “И Имя Его одно”: что значит одно? Разве сегодня Его Имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: Этот мир не подобен будущему миру. В этом мире Имя пишется через Йуд-Эй, а читается как А-донай (сокрытие Имени, “Имя не полно”), а в Грядущем мире все одно: пишется Йуд-Эй и читается Йуд-Эй» (Псахим 50).

Объясняет рав Йехезкель Ланда (Цлах): «Я не говорю, что , не дай Б-г, отменится Имя А-донай. Но объяснение таково: имя А-донай указывает, что Он — Господин, и все — Его рабы. И это указывает на Его царство, ибо нет царя без народа, без подданных. И это указывает на качество Суда, в отличие от имени Авайе, которое суть Милосердие (Рахамим)… Грядущий мир — все “добрый и творящий добро”, а именно, увидят люди задним числом, что вообще не было качества Суда, но все — милость и милосердие. Поэтому в нашем мире кажется, что произносимое имя не похоже на имя написанное, — ведь это — милосердие, а это — суд. Но в Грядущем мире оно будет и читаться, как и пишется — Йуд-Эй, а именно, что Имя А-донай означает то же, что и Имя Йуд-Эй».

Увидят задним числом раскрытие единства Творца, выяснится, что все сотворенное в мире предуготовано для реализации желания Творца воздать добро сотворенным, и нет никакой силы и реальности в мире, не служащей исполнению воли Творца, желанию наделить благом. И даже зло служило этой цели.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг