Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Европейские евреи — ашкеназы — традиционно дают ребенку имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного возникает некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового носителя имени.

Выбор еврейского имени — дело очень ответственное: имя влияет на судьбу человека. Советы по выбору имени от сайта toldot.ru

1. Не только будущее, но и прошлое…

Европейские евреи — ашкеназы — традиционно дают ребенку имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного возникает некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового носителя имени.

У евреев-сефардов — когда-то изгнанных из Испании и поселившихся в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, а также на юге Европы — принято давать имя в честь живых родственников, часто в честь дедушки или бабушки.

2. Имена из Торы

Принято давать детям имена праведников, о которых рассказывается в ТаНаХе (Тора, Пророки и Писания). Например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек — в честь праматерей: Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Есть также обычай давать имена, которые упоминаются в разделе Торы, который читают в ту неделю, когда родился ребенок.

3. Имена по созвучию

Если у вас русское имя, а вы берете себе еврейское, то можно выбрать еврейское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Игорь — Игаль, Виктор — Авигдор и т. д. При этом часто оказывается, что русское имя, например, Иван (Йоханан), Михаил (Михаэль) или Гаврила (Гавриэль) — исконно еврейское! Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» — это «Наоми» на иврите, а «Лев» — это «Арье».

4. Как вы яхту назовете…

Есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, например, Акива, Иллель — в честь танаев, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима, Шломо-Залман — в честь рава Ойербаха и т. д.

5. Имена «по случаю»

Можно выбрать имя в соответствии с праздником, в который родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

6. А бывают «плохие имена»?

Бывают! Например, имя Нимрод. Оно образовано от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь. Религиозные евреи никогда не называют своих детей именами «отрицательных» персонажей Торы.

7. Еще несколько полезных правил

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое привычно звучит и на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя для синагоги, а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство от ассимиляции.

8. Смена имени

Если вы хотите поменять имя, стоит обязательно посоветоваться с компетентным раввином. Иногда второе имя, например, Хаим или Рафаэль, добавляют, если человек тяжело заболел.

Каталог еврейских имен на нашем сайте — отличная возможность не ошибиться с выбором!


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Первая фраза — определяющая

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

В природе человека радоваться, когда его хвалят, а говорящий похвалы будет любим, даже если известно, что он определенно льстит.

Важность критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человек принимает участие в семинаре по иудаизму и возвращается на работу с кипой на голове. Вначале все опасаются, не случилось ли в его доме какого несчастья.

Критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Человека, готового принимать критику, царь Шломо называет «мудрецом». Он даже утверждает, что такой мудрец полюбит критикующего.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Критиковать действие, а не человека

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Копание в прошлом не конструктивно, оно приводит критикуемого в замешательство. События прошлого не должны упоминаться в критике, за исключением случая, когда нужно указать на вещь, от которой следует воздерживаться в будущем.

Критика с объяснением

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Муж не приходит домой вовремя без уважительной причины. Супруга предъявляет ему претензии: «У меня нет сил тебя ждать».

Толдот Йешурун в Хайфе: 9 мая, рабанит Ципора Харитан: Критика — средство для построения отношений?

Редакция Толдот.ру

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Как критиковать?

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Когда вы планируете критику, следует принимать в расчет ограничения критикуемого. Когда вы приходите к человеку с претензиями и указываете на ошибку, которую тот допустил, он воспринимает это как атаку по всем фронтам.

Возможные причины для критики

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Супруг, который подвергается нападкам, недоумевает, почему его атакуют из-за таких мелочей. Но, на самом деле, как мы сказали, эта критика — выражение нехватки и нужды в других вопросах.

Преуменьшение роли партнера и критика

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Чтобы продвинуть вопрос уборки стола после выпечки, лучше начать с положительного: «Ты печешь вкусные пироги, и я был бы еще более рад вкушать их, если бы ты соблаговолила мыть стол по завершении печения»