Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В очерке «О хеседе» наш учитель подытожил итоги своей многолетней работы. Его первые идеи он записал ещё в Кельме. Эту тему он считал очень важной и разрабатывал ее в свойственном ему стиле. При подготовке очерка к печати было решено к первому краткому варианту добавить новые материалы. И всё же за рамками очерка осталось богатейшее наследие, которое ещё необходимо упорядочить, перед тем как выпустить в свет.

О ДАЮЩЕМ И БЕРУЩЕМ

Когда Б-г творил вселенную, Он заложил в ее основу принцип «давать и брать». Сила даяния — высшее из всех качеств Создателя всего, благословен Он, Который проявляет милосердие, делает добро и дает, не получая ничего взамен, ведь нет ничего, чего бы не хватало Ему, как написано: «Если праведен ты, что дашь Ему?» (Ийов 35:7). И все это единственно лишь для того, чтобы мы приносили Ему свою благодарность, являющуюся корнем всего нашего служения. И так поступает человек, как написано: «…по подобию Б-га сделал человека», ибо и тот может проявить милосердие, делать добро и давать.

Качество взятия, когда человек страстно желает привлечь, притянуть к себе всё, что находится в пределах его достижимости, люди называют «себялюбием», и она-то корень всех зол.

Того, кто взял и не расплатился, называют грабителем, если взял силой, или вором, если взял тайком, без разрешения хозяина, или обманщиком, если смошенничал и обманул людей, а те поддались соблазну. Подобные вредители могут быть как общими, так и локальными.

Общие — развязывающие войны, убийцы народов, и нет для них судьи среди людей, один лишь Б-г Благословенный.

Локальные — грабящие одиночек. Против них люди поставили судей и полицию, чтобы спасали от их злодейств, и наставников, чтобы обучали общественное мнение справедливости и учили людей стыдиться своих злодеяний. Но корень зла в том, что в человеке заключена сила взятия, приобретения, и она-то никуда не делась. Поэтому нельзя доверять человеку и его цивилизованности, так как под покровом культуры он обманет, сворует, ограбит и убьёт. Ведь мудрецы наши давно раскрыли его хитрость, сказав: «…если бы не страх перед властью, люди друг друга глотали бы живьём» (Пиркей Авот 3:2).

Иные вообще не чувствуют, что согрешили перед ближним, взяв у него: им просто нравится брать, не заплатив. Таковы, например, любители подарков и наследств, профессиональные получатели цдаки и любители взяток и больших прибылей. Они также считаются «берущими», и о них сказал мудрейший из людей: «…а ненавидящий подарки будет жить» (Мишлей /Притчи царя Соломона/ 15:27). Обе эти силы, даяние и взятие, — корни всех человеческих качеств и поступков. И следует знать, что нет в этом вопросе среднего пути, ибо человеческая душа неизменно стремится к одному из этих путей, а там, где замешано сердечное желание, нет компромиссов. Это важное правило: нет середины в заинтересованности. В каждом деле, разговоре, мысли человек либо добродетелен и даёт, либо тащит к себе и берёт.


Йеуда хоть и не был старшим сыном Яакова, тем не менее, именно он был одним из лидеров среди своих братьев. Его имя, как и название колена Йеуды, переросло в название всего еврейского народа и еврейской религии. Йеуда не боялся брать на себя ответственность. В одном из эпизодов Торы описано, как Йеуда смог переломить себя и прилюдно совершить тшуву, раскаяние. Мудрецы говорят, что именно за это он удостоился стать родоначальником царского рода. Читать дальше