Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Общество не может быть разделенным. Поэтому корень ХВР так часто упоминается в святом языке.

Фундаментальные понятия «общества» в народе Израиля исказились настолько, что даже народы мира недоумевают, глядя на это, как пишет об этом Маараль (Нецах Исраэль глава 25): «Уже спрашивают об этом народы: “Вы утверждаете, что Израиль — “добрый народ”, но если так, как же они постоянно стремятся к дурному!? И ведь они желают зла не тем, кто противостоит их религии, а своему собственному народу, тем, кто вместе с ними “в Торе и заповедях” … И это желание предшествует пожеланию зла им же от народов мира”". А вот наш ответ на этот вопрос: “То, что в этом народе нет взаимной любви, это и есть само изгнание, так как Всевышний разрушил их единство, разделил их и рассеял. Поскольку Он разделил их и рассеял, это привело и к различию во взглядах. Не будь различны взгляды, не состоялось бы разделения и рассеяния, будь едины их сердца, они бы и их самих соединили вместе. Поэтому Всевышний обрек их на раздоры, и именно это приводит к разделению и рассеянию. Если бы каждый из них радовался величию и счастью другого, не было бы никакого разделения, а было бы полное единство”».

Общество не может быть нормальным, когда ему вынесен приговор «разделения и рассеяния». Единственное место, где «общество» все еще возможно — это «дом учения». Именно так сказал и Рамбам, объясняя, почему мудрецы за их верность заповедям отделения называются на языке Мишны хаверим (это слово, חבר, обычно переводят как «товарищ». Но если ближайшее по смыслу в русском языке слово происходит от слова «товар», то оригинал на Святом языке происходит от слова חברה (хевра) — «общество», от корня חיבור (хибур) — «соединение»): «Хавер — так называют мудреца, а мудрецы называются хаверим. Они называются так из-за того, что их единение друг с другом — единение надежное и верное, ибо это единение во имя Небес» (Комментарий к Мишне, Дмай 2:3, и еще смотри комментарий к мишне Авот 1:6 — «Приобрети себе товарища (хавер)»).

Если вдруг окажется, что это не так, следует проверить, насколько нарушающие это правило на самом деле мудры, — ведь нет сомнения, что Рамбам прав, и товарищество мудрецов должно быть верным и надежным.

Это слово «хаверим» введено в употребление мудрецами в самом начале эпохи изгнания. В нем намек на то, что только у мудрецов, несмотря на изгнание, осталось понятие «товарищества», в отличие от всех остальных слоев общества, на которые пало наказание изгнанием — «человек друга своего заглатывает живьем». И в отношении этого тоже верно утверждение: «И не осталось ничего, кроме этой Торы».

Когда вскорости придет конец наказанию изгнанием, понятие «общества» вернется в Израиль, как мы говорим об этом в благословении месяца: «Он освободит нас вскорости, и соберет отторгнутых с четырех концов земли, товарищей, весь народ Израиля». Только после того, как закончится изгнание, и Израиль соберется вместе, народ Израиля сможет называться «товарищи».

Кто не понимает, насколько искажен мир, и кому хорошо в нынешней ситуации, и он не рвется выйти из нее, тому не дана гарантия, [что он удостоится] Избавления. Понимание ущербности изгнания — это обязательное условие для начала произрастания спасения, как сказано в молитве: «Росток Давида, раба Твоего, вскорости взрасти, и силу его возвысь в спасении Твоем — ибо на спасение Твое надеялись мы каждый день».