Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун

Ханука самеях!

Какой красивый и замечательный праздник Ханука. Все улицы израильских городов светятся огоньками тысяч ханукиёт (восьмисвечников). Зачем мы зажигаем огоньки ханукии в эти восемь дней? Ответ любого еврейского ребенка будет таким: «В честь чудес, совершенных Б-гом нашему народу в эти дни в те далекие годы». О каких конкретно чудесах идет речь?

Это чудо победы в войне — малочисленные и необученные военному делу Хасмонеи победили прекрасно вымуштрованную постоянную армию великой эллинистической империи — и чудо масла — масла, которого было достаточно только для того, чтобы зажечь Менору (светильник в Храме) на одну ночь, хватило на восемь ночей, пока не было доставлено новое чистое масло.

В молитве мы благодарим за чудо победы в войне, за то, что слабые победили сильных и немногие — многих. А ханукию мы зажигаем восемь ночей в честь чуда масла.

Рав Йехезкель Абрамский (один из выдающихся знатоков Торы нашего времени, комментатор Тосефты, покинувший Советский Союз в 1932 году) спросил: чем же различаются два прекрасных еврейских праздника — Ханука и Пурим? Ведь во времена событий, которые мы отмечаем в Пурим, евреи всего мира ожидали полного уничтожения. По приказу Мордехая и Эстер они постились и скорбели. И только в тот день, в который впоследствии был установлен праздник, сражались с врагами. Во времена же событий Хануки евреи вышли на войну и самоотверженно сражались. Рав Абрамский отвечает на свой вопрос так: союз между Б-гом и еврейским народом вечен, но каждая сторона должна выполнять свои обязательства. Всевышний обязался хранить и защищать еврейский народ, а евреи — исполнять все заповеди Торы и передавать ее из поколения в поколение. Когда весь еврейский народ находился под угрозой физического уничтожения, речь шла о выполнении обязательств Всевышнего, это было Его обязательство по договору — сохранить еврейский народ. А мы должны были улучшить наши отношения с Б-гом. Поэтому евреи постились и, естественно, старались исправить то, что следовало исправить перед Б-гом. И Он встал на защиту Своего народа, выполняя Свои обязательства. А времена, предшествующие событиям Хануки, были временами духовного падения большой части еврейского народа, возникла угроза его духовной смерти. Ведь, в принципе, греки не стремились уничтожить евреев физически, им надо было лишь искоренить изучение Торы и соблюдение заповедей и традиций в еврейском народе. И здесь — «мяч на стороне» народа, здесь сами евреи должны были подняться на войну за сохранение духовности, чтобы выполнить условия договора с Б-гом.

Вернемся к нашим двум чудесам: победе в войне и чуду масла. Интересно, что мы особо подчеркиваем чудо масла — ведь, если проанализировать роль каждого из этих чудес в жизни еврейского народа, они совершенно несравнимы. Чудо победы в войне спасло народ от духовной гибели на веки веков, а чудо масло дало возможность еще семь ночей выполнять заповедь зажигания светильника в Храме. Почему же мы так подчеркиваем чудо масла?

Да, победа в войне с греками была настоящим чудом: горстка людей смогла победить опытную армию великой империи! Но Маараль из Праги объяснял, что чудо победы в войне кто-то может объяснить естественными причинами: высокий боевой дух, знание местности, хитрая тактика и т.д. А вот чудо масла, когда количества, достаточного на одну ночь, хватило на восемь ночей, естественным путем никак не объяснить. Как говорят, героический дух не влияет на количество масла. Событие с маслом «поставило печать» Всевышнего на всем, показало, что и победа в войне — чудо от Б-га. Для иллюстрации вспомним историю о некоем известном художнике, который не подписал одну из своих великих картин. Когда мастер узнал, что о картине ходят нелепые слухи и даже поговаривают, что, видимо, ее нарисовал кто-то другой, он ночью незаметно пробрался в галерею и поставил свою подпись на картине. Так же и чудо масла —своеобразная «подпись Б-га» на чудесах войны.

С другой стороны, объясняет нам «Пнэй Йеошуа», даже если бы тогда и не обнаружился сосуд чистого масла, запломбированный печатью Главного Коэна, Тора разрешила бы зажигать Менору даже ритуально нечистым маслом, имевшимся в наличии. Так сказано в Талмуде, в трактате Йома (6): ритуальная нечистота не отменяет общественную службу. Зачем же Б-г совершил это чудо? Ведь Он не делает чудеса просто так. Ответ: за великую самоотверженность евреев, рисковавших собой во имя Б-га, Он… сделал им подарок. «Вы жертвуете собой ради Меня, а Я помогу вам выполнить заповедь зажигания Меноры максимально красиво — чистым маслом». Этот подарок — проявление особой любви Б-га к еврейскому народу. И она нам очень дорога, поэтому мы так подчеркиваем чудо масла. Рав Хаим Шмулевич объяснил это, приведя пример с маленьким ребенком, который оценивает любовь родителей не по их неустанной заботе, а по сладостям, которые они ему иногда покупают.

Очень часто недельная глава Микец («В конце») выпадает на дни Хануки. Как мы помним из прошлой главы Ваешев, Йосеф разъяснил смысл снов двум министрам фараона, оказавшимся за тюремной решеткой. Сны сбылись ровно через три дня с поразительной точностью, слово в слово по предсказанию Йосефа. Но это не помогло Йосефу выйти на свободу, так как министр виноделия, восстановленный в прежней должности, позабыл о мудром еврее. С тех пор прошло два года. В начале нашей недельной главы фараону снится сон, состоящий из двух частей. Сон был неподдельно «живым», что привело египетского правителя в полное замешательство. Он собрал совет из всех придворных мудрецов, магов и чародеев, но толкования, которые были предложены ими, его не удовлетворили. В первой части сна семь откормленных и холеных коров вышли из Нила (символа благосостояния Египта). Вслед за ними из реки вышло семь тощих, костлявых коров, которые проглотили первых, но остались такими же истощенными. Во второй части сна семь отборных колосьев были поглощены семью колосками, выгоревшими на солнце и иссушенными горячим ветром. Царь пребывал в тяжелом унынии. Он понимал, что сон «вещий» и явно возвещает что-то недоброе для всей страны, что-то связанное с продовольствием (коровы, колосья). А ему говорят, что это его нерожденные дочери…

И тут неожиданно на сцене появляется министр виноделия и «очень смутно» вспоминает о некоем «молоденьком рабе из народа иврим» (Берешит 41, 12), который отбывает в тюрьме длительный срок и довольно точно разъяснил сны двум царским министрам. Министр не стремился помочь фараону, а просто опасался, что тот умрет от переживаний. Встанет новый фараон, и «иди знай, оставит он меня на этом посту или нет». Поэтому лучше будет рассказать фараону о Йосефе, чтобы фараон остался жив. С другой стороны, это еще и поднимет личный престиж министра в глазах правителя. Было только одно опасение: как бы не перехвалить еврейского парня, чтобы того не назначили личным советником царя. Раши говорит, что именно таким образом подлые люди отвечают на сделанное им добро. Слово «молоденький» призвано создать впечатление, что это человек неопытный и глуповатый. «Из народа иврим» — «не из наших» и, вообще, толком не владеет египетским языком. «Раб» — т.е., согласно египетским законам, не может служить при царском дворе.

Фараон немедленно посылает за Йосефом. По словам Сфорно, когда наступает время — спасение приходит к человеку быстро, в один миг. Но нельзя явиться во дворец нестриженным или в форме заключенных — «нельзя войти к царю в мешковине» (Сфорно). И вот Йосеф предстает перед фараоном. Мы понимаем, что любой человек оказавшись в ситуации, когда возможно изменение его положения — заключенного и раба, сразу напустил бы на себя «умный вид» — «конечно, конечно, я большой специалист по снам». Но не так поступил Йосеф. Он сразу заявил фараону, что не является ни пророком, ни ясновидящим и только Всевышнему ведомы тайны снов. Интересно, что именно скромность Йосефа расположила к нему царя и придворных. Йосеф внимательно выслушивает содержание сна и на месте поправляет ошибки в рассказе фараона. Этим он полностью покоряет сердце правителя Египта. Во сне Б-г показал фараону будущее страны: наступают семь лет изобилия, за которыми последует такое тяжелое семилетие, что прежние семь сытых лет не спасут страну в годы голода. Поэтому царю следует срочно построить склады для продовольствия и подготовить страну к тяжелому периоду для того, чтобы предотвратить гибель египетского народа. Рамбан поясняет: Йосеф не давал фараону нетактичных советов по управлению государством, рекомендации были лишь частью разъяснения сна: тощие коровы съели тучных — в голодные годы будет съедено то, что накоплено в сытые. А то, что они остались тощими, означает, что и после того, как будут сделаны запасы, голода не избежать. С одной стороны, царь понимал, что Йосеф говорит правду. С другой стороны, где взять такого мудрого и честного человека, который обеспечит создание продовольственных запасов? Лучше всего возложить это на плечи никому не известного и богобоязненного Йосефа, скромный Йосеф не будет представлять угрозы для власти фараона. «И сказал Фараон рабам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором дух Б-жий?» (Берешит 41, 38). Тора говорит: чтобы представить свое решение о новом назначении «демократическим», «коллегиальным», фараон заручился одобрением советников.

Сказано в Мидраше: «Говорит Рабан Шимон бен-Гамлиэль: Йосеф получил свое, положенное ему. Из уст, не давших запретного поцелуя, исходят приказы, обеспечивающие народ Египта хлебом, тело, которое не коснулось недозволенной женщины, облачено в специальную одежду из льна, какую носила высшая египетская знать; шея, которая не склонилась для греха, украшена золотым ожерельем; на руку, не дотронувшуюся греховно до женщины, фараон надел перстень (печать, знак власти) со своей руки. Ноги, не шагнувшие к греху, отдыхают в царской карете. Голову, отвратившуюся от искусительных мыслей, Б-г одарил мудростью» («Беседы о Торе», Иерусалим 2003, с. 60).


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.